ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Хлопова с храбростью французских героев, отмечает несоответствие между внешним и внутренним в фигуре русскою офицера. С виду в нем было «очень мало воинственного», он не умел и не считал нужным в решаю­ щие минуты, подобно французским рыцарям, говорить красивые и гром­ кие слова, но он был «истинно храбр». Это открытие «необыкновенно поразило» волонтера, который не ожидал увидеть «столько истины и простоты» в таком неприметном на первый взгляд человеке. Капитан Хлопов свою службу осознает как долг не только перед Родиной, но и перед Богом. В наиболее опасный момент похода рассказчик замеча­ ет, что «капитан снял шапку и набожно перекрестился» (3, 36). Вместе с тем в рассказе «Набег» присутствует элемент противоре­ чивости в авторской оценке армии вообще и русской в частности. Инте­ ресны в этом плане наблюдения Г. Я. Галаган над образами-символами «черная стена, черная мрачная масса, пятна», которые рассказчик ис­ пользует в «Набеге» при обозначении движущегося в ночи «военного отряда, т. е. человеческого единения, потенциально содержащего в себе начало разрушения» [2]. Наряду с этим в «Набеге» уже в полной мере проявился антропо­ центризм толстовского подхода к исследованию войны как социального явления. О своем главном творческом стимуле во время работы над рас­ сказом художник писал: «Меня занимал только вопрос: под влиянием какого чувства решается человек без видимой пользы подвергать себя опасности, а что еще удивительнее, убивать себе подобных?» (3, 288). Нравственно-психологическая глубина в постановке вопроса, скрупулез­ ный анализ изображаемой действительности позволяют писателю выйти в решении обозначенных проблем далеко за пределы «сюжета» войны. Толстой дает почувствовать читателю «несводимость мира между людьми лишь к устранению состояния войны» [3]. В то же время особой четкости ни в отношении к войне, ни к нормам поведения людей на войне в рассказе Толстого не просматривается. Зало­ женное в произведении осуждение действий русской армии на Кавказе, начиная с названия «Набег» [4] и выбора основного сюжетного события— разорение мирного аула, к концу повествования во многом сглаживается. Вырисовывается следующая логика: войну вообще Толстой осуждает, а кон­ кретную войну на Кавказе при всей критике все-таки считает исторически оправданной. Эго находит подтверждение и в жизненном поведении само- 10 Толстого, который вряд ли стал принимать участие в Кавказской войне, ^ и бы был полностью убежден, что это война несправедливая. _________________ Художественный мир А. Н. Толстого 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=