ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 Т. Н. Куркина Воронеж ТЕМА КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Процесс художественного и философского исследования Толстым событий на Кавказе был трудным, напряженным и поэтапным. В первом рассказе кавказского цикла, в «Набеге», молодой художник, сам участник военных действий, впервые вглядываясь в картины войны, обнарркивает много противоречивого. Он ясно осознает, что война, по сути, есть отрицание самих основ бытия, но, воспитанный на традициях государ­ ственного патриотизма, он стремится в этом «общем бедствии» увидеть историческую целесообразность, продиктованную чувством самосохранения или необходимостью всемирного прогресса. Отсюда двойственность поэти­ ки рассказа, которая просматривается на всех уровнях его художественной структуры и прежде всего на системно-образном. В рассказе Толстого русская армия представлена как целостный орга­ низм, живущий единой жизнью. Солдатская среда выполняет здесь роль некоего положительного фона. Волонтер-рассказчик замечает: «Солдаты так хорошо знали и делали свое дело, что нечего было приказывать им» [1]. Основное внимание художник уделяет исследованию мотивов поведения и психологии офицерского корпуса армии, создавая при этом различные литературные типы воинов. Однако характеры героев выстроены в «Набеге» несколько схематично, и отношение к ним автора легко прочитывается. Одноакцентно изображены здесь позерство Розенкранца, наивный роман­ тизм Аланина, положительная степенность Хлопова. Одной из главных художнических задач Толстого в этом первом его рассказе на военную тематику является стремление осознать специфику храбрости русского офицерства. Рассказчик, сравнивая храбрость капитана 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=