ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
XXIX Международные Толстовские чтения. Часть I И. Ш. Юнусов Бирск ТОЛСТОВСКИЙ «ПЕРЕЛОМ» В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА А. Толстой видел в религии едва ли не доминирующий фактор в фор мировании того или иного этнического характера. В статье «Единое на по требу» читаем: «Какова бы ни была религия народа, как бы грубо она ни была выражена, всегда только на основании религии народа устанавливался тот или иной склад его жизни, и только на основании изменений, происхо дящих в религии, изменяется и склад его жизни... Само собой разумеется, что на склад жизни всякого народа, кроме религии, влияют и другие причи ны, но главное изменение и переход от низшего, менее совершенного состо яния к высшему, более совершенному, обуславливается всегда только рели гией» [1]. Как видно, здесь художник солидаризируется со славянофилом А. С. Хомяковым, хотя их и разделяют надконфессиональная позиция Тол стого и различное отношение к церкви. При этом необходимо отметить, что автор «народных рассказов» отдавал, особенно поначалу, определенное предпочтение христианству. В статье «В чем моя вера» он делится с читателями: «Я верю, что благо мое возможно на земле только тогда, когда все люди будут исполнять учение Христа» (23, 453). Не случайно для Толстого христианство и рус ский народ представали в неразрывной связи. Характерно, что славяно фильские определения русского народа как «простой, смиренный, терпеливый» не раз выходили из-под пера писателя, хотя и отношение к славянофилам, как известно, у него было непростое. Толстой не единожды подчеркивал, что русский крестьянин духов но руководствовался не столько официальными церковными догматами, 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=