ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н. Толстого 5. Образ русской земли раскрывает напряженность конфликта твор­ чества и веры («Исповедь», «Четвероевангелие», «Царство Божие внутри вас»). Русская земля предстает в прозе Толстого как один из источников творчества — музыки, живописи, писательства, проясняет соотношение дилетантизма и профессионализма (Михайлов и Вронский, Голенищев, «книга для детей» Анны). 6. Репрезентативен образ открытого пространства. Душевное состоя­ ние и умонастроение героя в закрытом, замкнутом пространстве (комната городского дома, гостиница, городская улица, станция) и открытом (лес, поле, река, паром) противопоставляются. В этом отношении закономерно сравнить два взгляда на русскую природу, на ее пейзажную функцию в литературном произведении и на тематическую (Тургенев и Толстой). Можно сказать, что в романах Л. Н. Толстого есть особый персонаж — русское поле. На его внутреннюю противоречивость указывает художествен­ ный конфликт Аустерлицкого неба и поля Бородина. 7. В целом эти и иные структурные компоненты создают образ «русской земли», который отчетливо отсылает к древнерусской литера­ турной традиции и выступает как ее развитие. Своего рода цитатами «Слова о полку Игореве» являются, например, мотивы честолюбия, лич­ ной славы, ратного подвига, смерти на поле боя; перекличка образов на персонажном уровне (князь Андрей и князь Игорь). Ф. М. Достоевский писал: «Неужели ж и в самом деле есть какое- то химическое соединение человеческого духа с родной землей, что ото­ рваться от нее ни за что нельзя, и хоть и оторвешься, но все-таки назад воротишься» [1]. В творчестве Л. Н. Толстого рождается сложный, яр­ кий, глубоко выстраданный и величественный образ русской земли. Для Л. Н. Толстого путь к себе, к человеку и художнику, предполагает проду­ мывание взаимосвязанности писателя и русской земли. Примечания 1. Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях / / Собр. соч.: В 15 т .- А., 1 9 8 9 ,- Т. 4 - С. 395. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=