ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Литературоведение ИIf e d Толстого писали М. М. Семанова, М. Б. Храпченко, В. Я. Лакшин, К. Н. Ло- мунов, В. В. Основин, однако ее православный подтекст оказался вне поля зрения исследователей. Статья же С. А. Шульца «Драматургия Л. Н. Толстого как пограничный феномен» опять-таки не отвечает по требностям современной науки, поскольку тезис И. А. Есаулова о том, что «православный тип духовности не должен выноситься за скобки научной истории отечественной литературы» [5, 106], оказался неуч тенным и понимание драмы «Живой труп» сводится к социальному аспекту: «В "Живом трупе" со всем тщанием показана не столько история, сколько "анатомия", экзистенциально-психологическая поднаготная семейной распри, заканчивающейся добровольным "уходом" Феди из семьи ради счастья его жены с другим человеком. <.„> Критика барс кого образа жизни, всего наличного жизненного уклада определяет худо жественную идею» [6, 26]. Однако сам Толстой в дневнике объяснял замысел произведения, близкого К драме, так: «Ясно пришла в голову мысль повести, в которой выставить бы двух человек: одного —распутно го, запутавшегося, павшего до презрения только от доброты, другого — внешне чистого, почтенного, уважаемого от холодности, не любви» (52, 112). Тем самым автор указывает на то, что в центре замысла драмы оказалась задача глубокой психологической разработки характеров, попавших в сложнейшие жизненные обстоятельства, что стало след ствием их вступления в конфликт с жизнью как таковой. Начало драмы ставит нас перед свершившимся фактом: Федор Про тасов уходит из семьи, сохраняющей лишь внешнюю форму благополу чия, а затем ретроспективно' выявляются причины подобного поступка героя. Такая композиция повествования, без экспозиции и завязки, от нюдь не случайна. Толстому не интересен процесс распадения былого, гармоничного уклада жизни, самовольного разрушения семейного счас тья прежде близкими людьми, поскольку за бытовыми причинами скрыва ется Сакральный смысл, восходящий к пониманию мыслителем духов ного крйзйса эпохи как торжества стихийного жизнетворчества над Исконными, народными принципами миропонимания. Толстой в драме «Живой труп» воплощает срез жизни общества, в котором стихийность самоопределения человека предполагает духовный конфликт — столкно вение условного и абсолютного как в душах героев, так и в их взаимо отношениях, что воплощено в системе героев драмы, вскрывающей глубину Нравственных противоречий, актуализированных противопоставлением Индивидуальной судьбы «общему закону» на грани веков. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=