ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
искушений. Зеркальное отображение духовной ситуации, реальной во внутреннем мире человека, и их взаимообусловленность были со всей очевидностью доказаны П. А. Флоренским, подтвердившим мысль Тол стого о внутреннем единстве целого (мира) и его части (человека): «Человек есть сумма мира, сокращенный конспект его» [2, 172]. В эпоху духовной катастрофы рубежа веков Толстой видит спасение в любви, утверждая, что жизнь развивается в свете Высшего закона, а потому предназначением человека становится следование его основным положениям и самосовершенствование, выражающееся в «уничтожении в себе всего, что мешает любви» (50; 72), поскольку «сущность жизни человеческой и высший закон, долженствующий руководить ею, есть любовь» (37; 166). Эта мысль Толстого восходит к откровению Иоанна «Бог есть любовь» (1 Иоанн 4 : 8) и коренится в глубинном понимании Православия Отцами Церкви; «Соприкосновение с непостижимой При родой принципиально доступно человеку и даруется в вере, действую щей через любовь», — говорит Г. Нисский [3, 70], вслед за которым В. С. Соловьев, выявляя черты исконно национального миропонимания, воплощающегося в идеале Всеединства, сущность которого есть любовь, приходит к выводу: «Смысл мира есть внутреннее единство каждого со всем. Как живая личная сила, это единство есть любовь» [4, 136]. Таким образом, мысль Толстого об исконном единстве человека и мира про должает православную традицию. Осмысление сущности стихийного жизнетворчества в ситуации се мейного счастья воплощено Толстым в драме «Живой труп». Драма позволяет с помощью художественных средств убедительно выявить мно гомерность героя в его диалоге с миром. В условиях духовного кризиса возникла настоятельная потребность отследить логику поведения чело века в процессе нравственного выбора или в ситуации столкновения с чужеродными явлениями, и тогда становится вполне понятным, что имел в виду Толстой, говоря; «Одна из частей искусства, едва ли не самая влиятельная, есть драма» (35, 269). Работ, посвященных драматургии Толстого, не так уж и много, что объясняется тем, что в большинстве своем драматические сочинения не были опубликованы при жизни писателя и вошли в историко-литера турный контекст с заметным опозданием, а также тем* что в советском литературоведении не были разработаны принципы подхода к драмати ческим произведениям Толстого, которые не представлялось возмож ным истолковать в духе ленинских статей. Об изучении драматургии J k , XXV II Международные Толстовские чтения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=