ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Литературоведен ие 2. Од.: Щеглов, М. Особенности сатиры Льва Толстого / М. Щеглов // Щеглов, М. Литературно-критические статьи.— М., 1958.— С. 128. 3. Нами разработана принципиальная системцая схема повество­ вательных структур в художественной литературе. Мы различаем четыре основных типа повествователя. Первый тип. Прямое развертывание фабулы осуществляет пове­ ствователь-afimop (очевидец или участник событий). Так построены «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, «Дневные звезды» О. Берггольц, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Владимирские проселки» и «Капля росы» В. Солоухина. Повествование — от первого лица. Второй тип. Непрямое развертывание фабулы может осуществ­ лять также повествователь-автор , но, в отличие от предыдущего, «объек­ тивный», «отвлеченный» (третье лицо). О событиях просто сообщает­ ся, без объяснения того, как эти события стали известны. Примеры: «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого, «Дама с'собачкой» А. Чехова, «Evgenia Ivanovna» Л. Леонова и многие другие произведения. Третий тип. Непрямое развертывание фабулы может осуществ­ лять повествователь — условный рассказчик, или явившийся очевид­ цем событий («Губернские очерки» М. Салтыкова-Щедрина), или ус­ лышавший о них от кого-то («Выстрел» и «Станционный смотритель» А. Пушкина). « Следует отметить, что бывают осложненные случаи, когда трудно различить уровни повествователя — условного рассказчика и повество- вателя-автора. Таково трудноуловимое соотношение повествователя — условного рассказчика, каковым является наивный хроникер «г-н Г-в», и всезнающего повествователя-автора в «Бесах» Ф. Достоевского. Здесь наблюдаются «перебои» в повествовании, когда повествователь — услов­ ный рассказчик как бы отстраняется и уступает место «объективному» повествователю-автору. Четвертый тип. Непрямое развертывание фабулы может осухце- ствлять повествователь-герой (конечно, участник событий). Примеры: «Капитанская дочка» А. Пушкина, «Случай из практики» А. Чехова. Кроме основных, бывают сложные типы повествователя. Так, например, в «Городе» У. Фолкнера мы встречаем и описатель­ ное, объективное повествование автора от третьего лица («поэтому °Н пристально следил»), и прямое развертывание фабулы всезнающим повествователем-автором от первого лица («я люблю представлять себе»), и повествователя-героя («вероятно, деньги...»). В «Братьях 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=