ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
с тщеславными «приятностями» службы и принимающее характер одушевленного воздействия. «Камин», «экран», «этажерка», «бронзы», «блюды и тарелки по стенам», «стульчики» разбросанные, «карнизы на гардины, прямые или подобранные» так ласкают воображение Ивана Ильича, когда он обставляет новую квартиру после получения нового места, что в судебных заведениях он становится рассеянным, радостно представ ляя, как он будет переставлять мебель или перевешивать гардины. Заполняя сознание Ивана Ильича вещи становятся как бы живыми и близкими людьми и вытесняют «всяких разных приятелей и родствен ников, замарашек, которые разлетались к ним с неясностями в гостиную с японскими блюдами по стенай. Скоро эти друзья-замарашки перестали разлетаться» (12, 80, 81). - " ^у-Л Вещи не только насилуют человечность Ивана Ильича но и «убива ют» его, когда он, увлеченный нюансами драпировки колшаты, совершает роковое падение. «...Здесь, на этой гардине, я, как на штурме, потерял жизнь, — размышлял он о нелепости случившегося. — Неужели? Как уясасно и глупо! Это не может быть! Не можрт быть, но есть» (12, 95). Детали фиксируют достояние души обреченного Головина. «Уби вая», вещи вместе с тем и развлекают больного, убаюкивая его тоску и мысль о неизбежной смерти. Социальный «приговор> автор «произно сит» так же ненароком, опосредованно, как вершится и «приговор> физический. Такова обновленная роль лишь одного компонента в струк туре повествования повести, но и он в достаточной мере показывает, что в обновленной манере Толстого явственно стремление к синтезирова нию психологического, философского и социального аспектов отражения действительности в одном произведении. И хотя в данном случае это повесть, ясанровые признаки ее романоподобны. Философская глобальность проблематики повести «Смерть Ивана Ильича» (Ги де Мопассан признавался, что все десять томов его сочине ний не стоят этой одной повести Толстого), диктующая «романную» структуру повествования, позволяет сопоставить ее с романом-эпопеей «Война и мир>. Только если в «Войне и мире» Толстой отстаивает жизнь утверждением, то в повести ясизнь отстаивается отрицанием. И здесь важным делается соотнесение повествования и характерологии. Обезличение, духовное умирание неразрывно связано с отъедине нием героя от окружающих. Быть как все — значит не быть со всеми, а замкнуться в себе. Это две стороны одного процесса. Вероятнее всего, поэтому и «не пошло» у Толстого первоначальное повествование «из него» — XXV II Международные Толстовские чтения 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=