ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
XXV II Международные Толстовские чтения содержания творчества. Первый вариант «Холстомера» создавался в период «Войны и мира», когда Толстому еще неясно виделся свой конечный путь как человека и художника. Но для него тогда несомненна была мысль о единении, потому в повести повествование и было направлено на создание впечатления горести отрыва мерина от своих «однотабунцев». В 1885 г. «повествовательный знак» (тон) повести сменился, как изме нился и ее автор: лошадь «болеет» осознанием ничтожного существования маленьких существ — людей, их хвастовством и фальшью. Старые слова и литературные построения звучат у Толстого по-иному. Условность же повествовательной формы (очеловечение живот ного) только усиливает реализм повести, помогает глубже раскрыть правду жизни. Моралистичность повествования в новом варианте повести все-таки не захлестнула могучего жизненного напора, который ощущается в па фосе восхищения молодостью, здоровьем — тем, что было свойственно литературному стилю Толстого в 50—60-е годы. Как и в «Казаках» при рода Кавказа, ее частица, история лошади в «Холстомере» освещена с точки зрения вечных законов бытия. «Новый» Толстой остается верен и старым своим принципам. Нам приходится заострять вопрос о преемственности повестей 80—90-х годов с предыдущим творчеством Толстого еще и потому, что бытующее в толстоведении мнение о резком изменении Толстым писательской манеры в «послепереломных» произведениях в сторону «обнаженности» авторского начала в повествовании достаточно сильно искажает творческую эволюцию писателя. Так, в «Холстомере» мы об наруживаем свежее, новое восприятие и Пристрастную оценку дей ствительности — с одной стороны, а с другой — стремление автора «спасти» повесть от назидательности (хотя соблазн для мастера в этом смысле был велик в силу определенного «автобиографизма» «Холстоме ра»),— что, в принципе, свойственно романному повествованию... Идейно-художественная авторская позиция в повествовательной системе авторского начала любого художественного произведения — это оселок, на котором заостряется наше восприятие и наша интерпретация осуществленного замысла писателя. В ряде исследований 60—80-х годов повести «Смерть Ивана Ильича» при попытках определить своеобразие художественного стиля Толстого наряду с интересными наблюдениями над историей создания (черновиками) повести (касательно, например, стремления умерить субъективные авторские оценки героев) бытовала 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=