ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

реализовать себя вне связи «свободной и необходимой деятельности»1(Тол­ стой). Эта связь признается юным Толстым обязательной, и отсюда следует его эстетическая установка на принцип гармонического соответствия. Восторженный поклонник Ж.-Ж. Руссо, он полагает, что природа, «живущая» по законам гармонического мироустройства, порождает в соз­ нании человека само понятие гармонической взаимосвязи. Но, в отличие от Руссо, природа в мире Толстого лишена Божественной одухотворен­ ности. Природа в творчестве раннего Толстого являет собой торжество необходимости, слепой воли. Она не мыслящая субстанция и тем самым противостоит духовной сущности человека. Природа безразлична к рож­ дению, жизни, смерти, к добру и злу. Человек, как частица природы, сродни ей, но в человеке есть и другое, заметно отличающее его от природы: в нем. живет душа, жаждущая бессмертия и сомневающаяся в нем, желающая свободы и страдающая от столкновения со слепой необходимостью. В человеке есть разум. И все же: возможно ли гармоничное соответствие между «свобод­ ной и необходимой деятельностью» ? Толстому, вступающему в жизнь, казалось, что это возможно. Воз­ можно согласие между знанием того, что необходимо делать, и знанием того, как себя вести в ситуации опасности («Набег», 1852), в ситуации юношеского прозрения и открытости красоте жизни, когда молодость, набирая силу, еще не теряет надежды сохранить и развить себя как данное («Детство», 1852; «Отрочество», 1854; «Юность», 1857). «Набег» — первое законченное художественное произведение Тол­ стого, в основе которого лежит идея о том, что нравственно развитая и. обогащенная жизненными впечатлениями личность способна преодо­ левать сопротивление реальной действительности и устанавливать по­ добающие ей как существу разумному гармонические отношения с другими людьми и природой. Но уже в «Утре помещика» (1856) юношеское желание быть нуж­ ным и полезным людям, некий экстаз свободы, оказывается бессильным перед незыблемыми законами социального мира. Герой, бросивший уни­ верситет ради служения людям, приехавший в родовое имение, приняв­ ший на себя обязательства сделать крестьян счастливыми, вдруг обнару­ живает некий таинственный смысл в отношениях между ним и народом, ощущает бездну непонимания и невозможность осуществить задуман­ ные им социальные преобразования. Жизнь до приезда в деревню пред­ ставлялась Нехлюдову подвластной его воле. «Любовь, самоотвержение» _ jn l^ L jiP ] XXV II Международные Толстовские чтения 8

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=