ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Выделяя три уровня жизнепонимания: животное, общественное и Божеское, что восходит к идее трех этапов восхождения человека к Богу в учении Г. Нисского, Толстой определяет цель человеческой жизни во Всемирном самоопределении и выстраивании на его основе парадигмы своей судьбы, устремленной к воплощению предначертанного Всемирного братства: «Христианское учение есть указание человеку на то, что сущность его души есть любовь <...> и потому будет любить всех и все» (28, 97), так что понимание смысла жизни как служения Богу—источнику всего сущего — в стремлении к Благодати духовного единения с Ним открывает человеку путь спасения от разрушающего влияния антихристианской тенденции в ду ховной культуре 80—90-х годов, когда возобладала идея человеческого преоб ражения мира, которой Толстой противопоставляет свое учение о человеке, где «все более склоняется к признанию, что начало личности в человеке таит в себе неправду, ослабляет подлинно творческое движение в нем» [12]. Толстой, подводя итог своим размышлениям о человеке, возвращает его к доверию Абсолютным началам и авторитетам, тогда как «жизнь человека как личности, стремящейся к своему благу... есть зло и бессмыслица» (26, 327). В художественных произведениях 80—-90-х годов Толстой вскры вает глубину трагизма личностно-индивидуалистического самоопределе ния человека и предвосхищает грядущий переворот в отношении к нему: оно, сугубо восторженное, сменяется аналитическим — с преобладанием оттенков скепсиса и даже некоторого разочарования после гуманисти ческого самообольщения. Современное прочтение художественной прозы Толстого тех лет предполагает уяснение ее интертекстуальной целост ности, обусловленной прежде всего концепцией человека, развивающей идеи христианской антропологии. Герои прозы Толстого 80—90-х годов приходят к осознанию траги ческой исчерпанности индивидуалистического самоопределения и, преодо лев искушение самообольщения и влияния стихийных тенденций, призна ют незыблемость духовных первооснов мира Божьего. И если С. А. Нилус в 1901 г. отмечает: «Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерной тяжестью над некогда светлым горизонтом Православной России» [13], то Толстой отслеживал и воссоздавал процесс восстановления традиции Богообщения человека процесса и цивилизации. Брехунов, герой рассказа «Хозяин и работник», почитает себя новым «хозяином», и ему не дают покоя миллионы Мироновых, и поэтому он и торопится в Горячкино покупать рощу, которая была для него важнее собственной жизни, жены, сына, так что грозное мистическое предзна- —I? L A —. XXV II Международные Толстовские чтения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=