ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Выделяя три уровня жизнепонимания: животное, общественное и Божеское, что восходит к идее трех этапов восхождения человека к Богу в учении Г. Нисского, Толстой определяет цель человеческой жизни во Всемирном самоопределении и выстраивании на его основе парадигмы своей судьбы, устремленной к воплощению предначертанного Всемирного братства: «Христианское учение есть указание человеку на то, что сущность его души есть любовь <...> и потому будет любить всех и все» (28, 97), так что понимание смысла жизни как служения Богу—источнику всего сущего — в стремлении к Благодати духовного единения с Ним открывает человеку путь спасения от разрушающего влияния антихристианской тенденции в ду­ ховной культуре 80—90-х годов, когда возобладала идея человеческого преоб­ ражения мира, которой Толстой противопоставляет свое учение о человеке, где «все более склоняется к признанию, что начало личности в человеке таит в себе неправду, ослабляет подлинно творческое движение в нем» [12]. Толстой, подводя итог своим размышлениям о человеке, возвращает его к доверию Абсолютным началам и авторитетам, тогда как «жизнь человека как личности, стремящейся к своему благу... есть зло и бессмыслица» (26, 327). В художественных произведениях 80—-90-х годов Толстой вскры­ вает глубину трагизма личностно-индивидуалистического самоопределе­ ния человека и предвосхищает грядущий переворот в отношении к нему: оно, сугубо восторженное, сменяется аналитическим — с преобладанием оттенков скепсиса и даже некоторого разочарования после гуманисти­ ческого самообольщения. Современное прочтение художественной прозы Толстого тех лет предполагает уяснение ее интертекстуальной целост­ ности, обусловленной прежде всего концепцией человека, развивающей идеи христианской антропологии. Герои прозы Толстого 80—90-х годов приходят к осознанию траги­ ческой исчерпанности индивидуалистического самоопределения и, преодо­ лев искушение самообольщения и влияния стихийных тенденций, призна­ ют незыблемость духовных первооснов мира Божьего. И если С. А. Нилус в 1901 г. отмечает: «Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерной тяжестью над некогда светлым горизонтом Православной России» [13], то Толстой отслеживал и воссоздавал процесс восстановления традиции Богообщения человека процесса и цивилизации. Брехунов, герой рассказа «Хозяин и работник», почитает себя новым «хозяином», и ему не дают покоя миллионы Мироновых, и поэтому он и торопится в Горячкино покупать рощу, которая была для него важнее собственной жизни, жены, сына, так что грозное мистическое предзна- —I? L A —. XXV II Международные Толстовские чтения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=