ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Литературоведение И А. С. Кондратьев Липецк ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Л. Ц. ТОЛСТОГО В ПРОЗЕ 8 0 - 9 0 - х ГОДОВ Внимание исследователей к творческому наследию Толстого на ру беже тысячелетий христианской эры обусловлено глубочайшим духов ным кризисом современности, обозначившим «разрушение... фундамен тальных основ человеческого бытия» [1]. Религиозно-философские и художественные искания Толстого в конце XIX в. являются ответом возобладавшему в национальном самосознании безверию, выразившемуся в актуализации своеволия как основополагающего принципа жизне- творчества человека, и закономерно, чтр в духовном опыте Толстого человечество игцет сегодня решение проблемы путей своего самоопределе ния, хотя разброс взаимоисключающих суждений о творчестве Толстого 80—90-х годов остается непреодоленным в науке. Продолжается спор о толстовской концепции мира и человека, названной еще в известном постановлении священного Синода от 1901 г. «противохристианским и противоцерковным лжеучением». И. М. Концевич в статье «Истоки душевной катастрофы Л. Н. Толстого», написанной еще в 1960 г., безогово рочно утверждает общепринятое негативное отношение к Толстому: «Серьезная критика давно уже показала несостоятельность его учения с богословской и философской точки зрения» [2], тогда как М. Тареев, профессор кафедры нравственного богословия Московской духовной ака демии, высказывает иное мнение: «Разбор воззрений Толстого должен при вести к истинному пониманию христианства» [3]. В 1960 г. В. Н. Ильин, профессор Русского богословского института в Париже, говорит о на стоятельной потребности новых подходов к миропониманию Толстого, который «являл совесть земли Русской, и его тяжба с Церковью была 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=