ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Архитектонический предел подобного рода перечислений есть число. Пристрастие к точным числам вообще характерно для творчества Тол стого [7]. В «Анне Карениной» эта тенденция прослеживается доста точно отчетливо: вспомним в этой связи вопрос Левина, вызывающий веселое недоумение Стивы («Счел ли ты деревья?»), или пресловутые девять коров, «из которых одни оказались тельные, другие первым ■те ленком, третьи стары, четвертые тугосики», или приехавшего на покос Левина, подсчитывающего «махавших косами мужиков» — насчитал сорок два человека. Отсюда же и «бухгалтерские» страницы романа, когда Толстой прямо вводит в художественный текст хозяйственно экономические расчеты: за непосредственно прагматической составля ющей здесь опять-таки просматривается древняя поэтика точного счета, поддерживающего мировой порядок и защищающего его от сил небытия и хаоса. И действительно, в «Анне Карениной» постоянно чувствуется какой-то древний страх перед беспорядком — даже не перед теми бед ствиями, которые он вносит в жизнь людей, а только перед тем одним, что он беспорядок, отголосок метафизических бездн, символически воп лощенных в эпиграфе романа. В контексте возникающей здесь проблемы иною, по-ту-стороннего (находящегося по ту сторону любой конкретной жизненной ситуации, а в пределе — по ту сторону всего художественно воссозданного мира «Анны Карениной») особую значимость приобретает феномен «чужого», «постороннего человека». Во-первых, в полном соответствии с мифологи ческими представлениями, «чужой» у Толстого может рассматриваться как носитель беспорядка и хаоса «Эго ужасно думать, что всякий чужой человек может расстроить наше счастье»,— эти слова, сказанные по поводу незваного гостя Левиных — Васеньки Весловского,— как нельзя лучше характеризуют положение этого персонажа в художественном пространстве романа. Со своими жирными ляжками и неизменно празд ничным настроением Васенька Весловский — существо хтоническое, вносящее хаос и беспорядок в размеренную жизнь Левина (его прише ствие вызывает ссору Левина и Кити, на охоте он заводит лошадей в болото, отламывает крыло у катков, распугивает дичь, отвлекает охотни ков, его;ружье само собой стреляет и т. д.; существенно также, что он — свой человек в «антимире» Вронского и Анны) [8]. Однако, с другой стороны, как видно из приведенных эпизодов «Анны Карениной», «по сторонний» может выступать в прямо противоположной функции; Анна (примирение супругов Облонских), Матрена Филимоновна (устранение Литературоведение 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=