ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
сути. В юности ему казалось, что в материальном мире все пребывает в равновесии, и потому положительные и отрицательные начала сведены к «нулю», образуют гармоническое единство (1, 231). Свобода же есть «неограниченная» воля мыслящего субъекта как духовная, не зависимая от внешних условий деятельность человека. «Неограниченность» не рав нозначна произволу личности. Являясь субстанциональным свойством воли, она реализует себя через «желание желать». Воля же (природа человеческого хотения, менее всего связанного с причинением себе зла), по Толстому, разумна и потому противостоит злу и хаосу. Зло и хаос — это мироздание в целом и природа человека в ее целостности, где воля только направляющая к добродетели. Зло и хаос неистребимы, поэтому воля, «в себе удовлетворенная», сама себя «определяющая» в жизненном пространстве, никогда не реа лизует себя абсолютно. Вот почему она требует от человека постоянного нравственного совершенствования, неустанного движения вперед, к той черте, за пределами которой она пребывала бы в тождестве с собствен ной сущностью. Противостояние разумной воли и действительности, взятой в ее неисчерпаемой и противоречивой целостности, — вот узел художественного пространства, на котором разворачиваются судьбы героев Толстого раннего периода творчества. Но сам процесс художе ственного становления проходит мучительно сложно. Вернемся к юному Толстому. В человеке он увидел два рода дея тельности — необходимую и свободную. Они нерасторжимо связаны, но отношения между ними не равнозначны. Воля, хотя и свободна, сущностно «независима», не безгранична в своих возможностях. Она вторична по отношению к-материальной субстанции (1, 234). «Необ- ходимая деятельность» первична, она дает «направление» воле (1, 235), «совершенной свободы нет» (46, 240). И далее молодой Толстой приходит к удивительным и не утратившим актуальности даже в наши дни выводам: 1) высшая необходимая сфера деятельности при ее развитости предполагает свободное бытие индивидуального сознания, совершенствующегося после довательно и постепенно; 2) богатство накопленных в процессе жизненно го Опыта «заключений» (слово Толстого) обусловливает свободу выбора; и чем совершеннее приобретенная человеком способность мыслить и чув ствовать, тем больше его свобода и тем закономернее выбор (1, 235—236). Для молодого Толстого, как видим, воля личности, ее свобода значи мы Только в связи с объективно и необходимо существующей действи тельностью. Как бы ни был велик и талантлив человек, он не сможет Литературоведение 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=