ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

сути. В юности ему казалось, что в материальном мире все пребывает в равновесии, и потому положительные и отрицательные начала сведены к «нулю», образуют гармоническое единство (1, 231). Свобода же есть «неограниченная» воля мыслящего субъекта как духовная, не зависимая от внешних условий деятельность человека. «Неограниченность» не рав­ нозначна произволу личности. Являясь субстанциональным свойством воли, она реализует себя через «желание желать». Воля же (природа человеческого хотения, менее всего связанного с причинением себе зла), по Толстому, разумна и потому противостоит злу и хаосу. Зло и хаос — это мироздание в целом и природа человека в ее целостности, где воля только направляющая к добродетели. Зло и хаос неистребимы, поэтому воля, «в себе удовлетворенная», сама себя «определяющая» в жизненном пространстве, никогда не реа­ лизует себя абсолютно. Вот почему она требует от человека постоянного нравственного совершенствования, неустанного движения вперед, к той черте, за пределами которой она пребывала бы в тождестве с собствен­ ной сущностью. Противостояние разумной воли и действительности, взятой в ее неисчерпаемой и противоречивой целостности, — вот узел художественного пространства, на котором разворачиваются судьбы героев Толстого раннего периода творчества. Но сам процесс художе­ ственного становления проходит мучительно сложно. Вернемся к юному Толстому. В человеке он увидел два рода дея­ тельности — необходимую и свободную. Они нерасторжимо связаны, но отношения между ними не равнозначны. Воля, хотя и свободна, сущностно «независима», не безгранична в своих возможностях. Она вторична по отношению к-материальной субстанции (1, 234). «Необ- ходимая деятельность» первична, она дает «направление» воле (1, 235), «совершенной свободы нет» (46, 240). И далее молодой Толстой приходит к удивительным и не утратившим актуальности даже в наши дни выводам: 1) высшая необходимая сфера деятельности при ее развитости предполагает свободное бытие индивидуального сознания, совершенствующегося после­ довательно и постепенно; 2) богатство накопленных в процессе жизненно­ го Опыта «заключений» (слово Толстого) обусловливает свободу выбора; и чем совершеннее приобретенная человеком способность мыслить и чув­ ствовать, тем больше его свобода и тем закономернее выбор (1, 235—236). Для молодого Толстого, как видим, воля личности, ее свобода значи­ мы Только в связи с объективно и необходимо существующей действи­ тельностью. Как бы ни был велик и талантлив человек, он не сможет Литературоведение 7

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=