ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Литературоведение практики, связанные с выявлением разного рода мифологических струк тур, мотивов и аллюзий в творчестве современных и несовременных писателей, прошли мимо Толстого: его произведения кажутся слишком «реалистичными», слишком связанными «обыкновенной жизнью». Стоит, однако, изменить ракурс рассмотрения этой проблемы, и окажется со вершенно очевидным, что проходящий через все творчество Толстого поиск неких первичных координат человеческого существования был связан с рядом интуиции чисто мифического типа. Обратной стороной, характерной для его художественного метода «демифологизации действи тельности», очищения ее от иллюзий и предрассудков (в том числе и от мифологических рудиментов, сохранившихся в идеологической культуре XIX в .), было выявление, «выярчение» мифологического субстрата повседневной жизни. Специфика толстовского мифологизма, таким образом, состоит в его «прозаизме»: в своих поисках изначальных связей человека и мира он не противопоставляет себя «обыденности» и, орга нично вырастает на основе феноменологического исследования ее струк тур. В качестве иллюстрации того, насколько далеко этот метод может выйти за пределы того, что принято считать «критическим реализмом», мы предлагаем несколько наблюдений над художественной системой романа «Анна Каренина» —произведения, признанного одной из вершин, достигнутых реалистическим романом XIX в. В «Анне Карениной» с замечательном постоянством повторяются сцены наведения порядка. С одного из таких эпизодов роман, собствен но, и начинается: действие открывается фразой «все смешалось в доме Облонских» и несколько ироничным описанием установившегося хаоса: «Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице приискать ей новое место, повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчет;!» (3]. Но вот приезжает Анна — и все улаживается. И одновременно открывается новый разлад, Постепенно захватывающий все романное действие. В исследованиях, посвященных «Анне Карениной», неоднократно отмечалось, что размолвка между супругами Облонскими — это улет- ченный, несколько комический прообраз трагического разлада, воцаря ющегося в семейной жизни Анны, а с другой стороны — своеобразная проекция исторической ситуации пореформенной России, в которой «все переворотилось и только укладывается». Все это, конечно, не вызывает 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=