ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
i d XXV II Международные Толстовские чтения Н. О. Кирсанов Кемерово ОППОЗИЦИЯ «УПОРЯДОЧЕННОЕ - НЕУПОРЯДОЧЕННОЕ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ «АННЫ КАРЕНИНОЙ» (к постановке проблемы мифологических основ поэтики Л. Н. Толстого) Обозначенная в подзаголовке тема небесспорна и нуждается в по яснении. Мифологический контекст творчества Л. Н. Толстого в настоя щее время остается невыявленным, а сам факт наличия этого контекста — проблематичным, Исследователи, занимающиеся экспликацией мифопо этического слоя русской литературы XIX в., склонны обходить своим вни манием «типичного реалиста» Толстого, в лучшем случае допуская его «амбивалентную зависимость от мифоритуальных моментов», от кото рых ему якобы не удалось вполне освободиться |1]. Отсюда парадокс: произведения писателя, связь которого с культурной архаикой является, пожалуй, наиболее органичной, оказались своего рода нулевой точкой отсчета, фоном, оттеняющим «несомненную отчетливость» мифологи ческих мотивов у Гоголя и Достоевского [2]. В этой ситуации сам кон цепт «мифологизм» обнаруживает определенную двусмысленность, исто ки которой, видимо, следует искать в особенностях художественной культуры начала XX в. Пристальный интерес к проблеме мифа, характерный для культур ного авангарда рубежа веков, развивался на путях романтического бун та против обыденности, что изначально определило антиреалистический пафос художественных установок неомифологизма (ср. в этой связи противопоставление «типического» и «архетипического» в системе А. Арто). В этой связи представляется совершенно закономерным, что развившиеся на почве модернистского романа литературоведческие 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=