ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

_ — X XV II Международные Толстовские чтения человека в цивилизации, жизнь в обществе, жизнь рационализирован­ ная, человеческая активность в плане социальном и историческом, но в этой ложной жизни всегда есть истинная жизнь, жизнь на глубине — рождение, смерть, труд, природа, небо, интимные реализации челове­ ческой души и Бога. Эта истинная жизнь инстинкта, не разума, это никогда не жизнь сознания, не жизнь сознательной воли человеческой» |9]. Отголоски идей творца «Философии общего дела» обнаруживаются в «Анне Карениной». Город с его «внешней», «не истинной» бессодержательной жиз­ нью, с огромными затратами на удовольствия, роскошь, с его заводами и мануфактурами, производящими «игрушки», с культом похоти, раз­ влечений — «первый и главный сюжет романа» — противопоставлен деревне, людям, работающим на земле и от земли кормящимся —«второй его сюжет» (В. Н. Ильин). Константин Левин по окончании университета возвращается в де­ ревню, к могилам предков, отдавая им свой сыновний долг, становится «деревенским жителем» и, наконец, в финале романа, заложив фундамент «семейного счастья», вернулся к вере отцов. Его же братья, напротив, оставили земледелие, т. е. «прах своих предков» (Н. Федоров), «измени­ ли Отцу Небесному в своем падении» [7, 131], стали «естественниками» и, может, потому их жизнь не сложилась: оба они так и не испытали «семейного счастья», один из них (Сергей Иванович) пишет книги, которые никто не читает, другой (Николай Дмитриевич) вынашивает, но так и не осуществляет идею создания «промышленной коммуны». Рассматривая «сцепление» «образов, действий, положений» [9] в романах «Война и мир> и «А.нна Каренина», сопоставляя ключевые сцены этих произведений, в которых изображен «русский мир» в конкретные отрезки исторического времени, мы увидели, какие изменения произошли в нем по истечении шести десятков лет после событий Отечественной войны 1812 г. Стержневая идея нравственно-религиозного учения Толстого —не­ противление злу — продиктовало в конечном счете резко отрицательное отношение писателя к любым войнам, что мы и наблюдаем, читая восьмую, заключительную, часть романа «Анна Каренина». Важно учитывать не только то, что перелом в миросозерцании Тол­ стого, пришедший на время написания «Анны Карениной», заставил его по-новому смотреть на вопросы человеческого бытия, но и то, что он увидел: цивилизация приобретает все в большей степени антигуманный 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=