ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Литературоведение и разъединения наших взглядов на эту самую гремучую и потрясающую действительность...» [8, 246]. И далее: «...мысли таких замечательных русских людей, как автор романа "Анна Каренина", заслуживают не пременно внимания и оценки...». О том, в чем >Kte заключается «взгляд одного из самых значительных русских людей на современную русскую действительность,— считает Достоевский,— ...автор (Толстой.— Е. Ж.) выразил в восьмой своей части романа...». «Сущность этого взгляда,— поясняет Достоевский,— насколько я понял, заключается, главное, в том, что, во-1-х, все это так называемое национальное движение нашим народом отнюдь не разделяется, и народ вовсе даже не' понимает его; во-2-х, что все это нарочно подделано, сперва известными лицами, а потом поддержано журналистами из выгод, чтоб заставить более читать их издания; в-3-х, что все добровольцы были или потерянные и пьяные люди или просто глупцы; в-4-х, что весь этот так называемый подъем русского национального духа за славян был не только поддержан известны ми лицами и поддержан продажными журналистами, но и подделан вопреки, так сказать, самих основ... И наконец, в-5-х, что все варварства и неслыханные истязания, совершенные над славянами, не могут воз буждать в нас, русских, непосредственного чувства жалости и что такого непосредственного чувства к утеснению славян нет и не может быть. Последнее выражено окончательно и категорически. Таким образом,— язвительно заканчивает Достоевский,— чистый сердцем Левин (то есть Толстой.— Е. Ж.) ударился в обособление и ра зошелся с огромным большинством русских людей» [8, 19]. Как мы ,видим, у Достоевского, несмотря на то что для него, как и для «пессимиста» Толстого, русская действительность 70-х годов XIX в. представляется «гремучею и потрясающей», его пророчества, связанные с будущим России, оптимистичны, и для него участие русских людей в «восточном славянском вопросе» — необходимое и «интересное для всех русских дело». Среди тех, кто отрицательно отозвался на «взгляд» Л. Н. Толстого на «славянский вопрос», особый интерес представляет Н. Ф. Федоров. Если внимательно рассматривать «философское обеспечение» романа «Анна Каренина», то обнаруживаешь, что философия «общего дела» уютно живет на страницах романа, просматривается даже в архитектонике произве дения. «Верно подмечено было,— пишет В. Н. Ильин,— что у Толстого в романах, и вообще в его творчестве параллельно идут две жизни» [7] — «одна истинная жизнь, другая ложная, жизнь не истинная — это жизнь 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=