ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
То, что вдруг открылось ему в словах о Фоканыче, не поддается рациональному объяснению: «Нет, мне нельзя спорить с ними,— поду мал он,— на них непроницаемая броня, а я голый... То, что они пропо- ведывали, была та самая гордость ума, которая чуть не погубила его... Он не мог согласиться с тем, что десятки людей, в числе которых и брат его, имели право на основании того, что им расказывали сотни при ходивших в столицы краснобаев-добровольцев, говорить, что они с газетами выражают волю и мысль народа, и такую мысль, которая выражается в мщении и убийстве. Он не мог согласиться с этим, потому что не видел выражения этих мыслей в народе, в среде которого он жил, и не находил этих мыслей в себе (а он не мог себя ничем другим считать, как одним из людей, составляющих русский народ), а главное потому, что он вместе с народом не знал, не мог знать того, в чем состоит общее благо, но твердо знал, что достижение этого общего блага возможно толь ко при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку, и потому не мог желать войны и проповедывать для каких бы то ни было общих целей» (9, 408—409) (подчеркнуто мною,— Е. Ж.). За творчеством Л. Н. Толстого пристально, порой ревностно, сле дила вся Россия читающая. Роман «Анна Каренина», если говорить в целом о нем как о художественном произведении, получил высокую оценку. Выдающиеся умы России Н. Страхов, Ф. Достоевский, В. Соловьев, Н. Федоров, К. Леонтьев, Н. Бердяев — вот далеко не полный перечень тех, кто отозвался о нем. Большинство из них, отмечая высокие художе ственные достоинства «Анны Карениной», резко отрицательно высказа лись о восьмой части романа, точнее сказать, о том, какую позицию по «славянскому вопросу» занимает Левин — Толстой. Одним из первых в заочный спор с Толстым и его единомышлен никами в отношении «славянского вопроса» вступает Достоевский (для Федора Михайловича они — «премудрые люди»). Как и его «мудрый оппонент» Толстой, Достоевский понимает, что «началось что-то окон чательное, что наступает какой-то конец чего-то прежнего, долгого, мин ного прежнего, и делается шаг к чему-то совсем уже новому, к чему-то преломляющему прежнее надвое, обновляющему и воскрешающему его уже для новой жизни, и... что шаг этот делает Россия! Вот в этом-то и неверие "премудрых" людей. Инстинктивное предчувствие есть, а неве рие продолжаетея» [8]. Достоевский согласен с тем, что в России «все переворотилось», что «текущая русская действительность... время всеобщей раздробленности — XXV II Международные Толстовские чтения 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=