ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
соответствует требованиям Простоты, Добра и Правды, а потому — благодатный. Сцена проводов русских добровольцев на войну в Сербию передает, напротив, торжество противного этим требованиям. Она отдает театраль ностью, от нее несет душком фальши. Оратор говорит дежурную речь, словно механическая заводная игрушка. Вероятно, он уже не раз говорил то >!се самое. Так же механистично отвечает на его «Живио!» толпа Топос этого фрагмента символически зловегц, в предыдущей части романа описывается, что главная героиня покончила жизнь самоубий ством именно на станции железной дороги. Станция Курской железной дороги города Москвы, где происходят проводы добровольцев, — поме щение, ограниченное пространство, отделенное от всего «мира» — от солнца, от неба, занимавших всегда значительное место в поэтике Тол стого. Это место, «особенно оживленное нынче народом», в смысле «толпой», среди которой большинство — праздный люд, жаждущий развлечений и зрелищ. Главное «действо» в проводах добровольцев разыгрывается у «обе денного стола», центральная фигура — «один господин, который с бока лом ' в руке», у него громкий голос, речь напыщенная, говорил он «все возвышая голос». «Живио! — громко и слезно заключил он». Писатель подчеркивает хаотичность поведения толпы: «Все закричали живио! и еще новая толпа хлынула в залу и чуть не сбила с ног княгиню» (9, 369—370). Апостасийность и разобщенность «русского мира» в сцене прово дов подчеркнуты еще и репликами из толпы, в которых проскакивают галлицизмы и англицизмы. Конечно же, в этом «действе» нет места церк ви, а значит — и благодати. Думается, далеко не случайно, словно чертик из табакерки, «сияя радостной улыбкой» (это только что похоронив сестру!— Е. Ж ), со словами восхищения в адрес оратора и одновременно с просьбой к Сергею Ивановичу («вот бы вы сказали так от себя не сколько слов») «вдруг» появляется именно Степан Аркадьевич. И уже совсем не случайно блестящий оратор и один из вдохновителей этого «дела» Кознышев отказывает Облонскому сделать ему удовольствие (9, 370). Кстати сказать, за «добрым малым», которого все любят, так и тянется смрадный шлейф фарисейства: в кружку для сбора денежных средств в помощь русским добровольцам он «положил пятирублевую бумажку», откупился, так сказать. А между прочим его семья из-за того, что он не отказывает себе в удовольствиях, постоянно испытывает финансовые Литературоведение 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=