ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу...». Итак, Толстой как бы убеждает себя в том, что «женственность» не может быть опорой в жизни, основой мировой гармонии, как в повести «Детство», в источнике его творчества. Наоборот, «женственность» — опасная вегць. И Толстой уничтожает свой внутренний женский образ, только оставляя голую, нейтральную идею — «добро» и «любовь». Теперь этой идеологией Толстой собирается добиться своего в ре­ альности: он призывает всех объединиться «добром» и «любовью». Здесь начинается поздний период творчества Толстого. Однако на самом деле Толстой не полностью освобождается от женского образа. В глубине души этот образ все еще имеет власть над ним. Одним подтверждением этого является сон Анны о «маленьком мужике», который снится Анне много раз с начала и до конца ее драмы с Вронским. «...Я вижу, что это мужик маленький с взъерошенною бородой и страшный. Я хотела бежать, но он нагнулся над мешком и руками что-то копошится там.. <...> И стала спрашивать себя, что это значит. И Корней мне говорит: "Родами, родами умрете, родами, матушка..." И я проснулась...». Сон мрачный и эротический. Можно предположить, что «мешок», в котором мужик копошится руками,—матка. Мы полагаем, что мужик — это сам Толстой, вернее, его подсознательность, которая будет долго мучить Толстого так же, как мучила Анну. Таким образом, Толстой жертвует собой, частью своей души. За это пожертвование написана «Анна Каренина» —прекрасная траурная песня «женственности». S u ^ I T L a -— XXV II Международные Толстовские чтения 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=