ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

имеет над ними власть. Он хозяин, а они — рабыни, грубо говоря. Их жизнь и мироощущения совсем разные. Их интересы резко противо­ стоят друг другу. Поэтому Толстой именно здесь, в любви к женщинам, например к своей любовнице — крестьянке Аксинье Пазыкиной,—стал­ кивается с социальными разногласиями самым серьезным образом. Толстой честно и глубоко проникает в этот вопрос в повести «Каза­ ки» и полностью осознает свой комплекс. * В «Войне и мире» Толстой, создавая образы Пьера и Наташи, преодо­ левает этот комплекс в мире фикции. И Пьер, и Наташа совмещают в себе аристократичное и простонародное. Пьер рождается незакон­ ным сыном вельможи. Мать его, наверное, крестьянка — судя по его массивному телосложению, необыкновенной физической силе, характе­ ру. Наташа — это «казак», как ее называет Марья Дмитриевна Ахросимо- ва. Скажем, Наташа — казачка Марьяна из повести «Казаки», которая рождается в семье аристократа. Итак, Пьер, часть души Толстого, соединяется с «казачкой», и вок­ руг них, вокруг их любви реализуется гармония мира. Исчезают все социальные разногласия в этом грандиозном мире фикции, в жизне­ радостном сне. Однако мы полагаем, что Толстой, написав «Войну и мир», опять начинает думать о реальности. Ведь фикция не изменит реальности... И, как мы увидим, Толстой в романе «Анна Каренина» хоронит внут­ ренний женский образ и тем самым уничтожает самый вопрос. Анна Каренина — это высший женский образ для Толстого. У нее есть все: его любимая красота, прелесть, любовь, эрос, нравственность, высокий ум, разносторонние способности. И Толстой подвергает Анну тяжелому испытанию. Значит, он дает своей героине жить привилеги­ рованной жизнью в высшем свете и понять (и это тема романа): если жизнь ненормальна, искусственна, эгоистична, то любовь тоже неизбеж­ но становится ненормальной, эгоистичной. Таким образом, автор испытывает Анну, а Анна же должна выдер­ жать испытание, опираясь на свою женственность. Однако Толстой, види­ мо, с самого начала ожидает, чтобы Анна не выдержала его, потому что Толстой с самого начала писания романа планирует катастрофу героини. Анна неизбежно идет к гибели. Ее материнская любовь, высокий ум, нравственность, желание самореализации, ее работа (строительство больницы, уроки в деревенской школе, чтение, писание детского рома­ на) — все это никак не помогает Анне. Источник зла — ее эрос: «Если _____________________________________ Литературоведение 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=