ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

1866 г. — Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». 1867 г. — Карл Маркс, «Капитал» (т. 1). 1869 г. — Д. И. Менделеев, периодический закон химических эле­ ментов. Л. Н. Толстой тоже пытался дать свой ответ на этот вопрос. «Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изоб­ ражала скипетр». Это портрет сына Наполеона, «Римского короля». На нем можно видеть тезис: «Если нет Бога, все дозволено». В начале романа Пьер и Андрей являются атеистами. Они обожают Наполеона. Им кажется, что Наполеон воплощает в себе новую идею новой эпохи. Однако вскоре князю Андрею приходится увидеть другую сторону этой идеи, когда гибнет его жена при родах: «/..видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся), и вдруг это существо страдает, мучается и перестает'быть...»! «То, что справедливо и несправедливо не дано судить людям»,— таким образом князь Андрей решается жить для себя «в своем углу», избегая только двух зол — угрызений совести и* болезни. Пьер тоже сталкивается с подобным вопросом жизни и входит в состав масонства. Масонство — это «угол» Пьера. Трагедия Андрея и Пьера соприкасается с трагедией героя повести «Записок из подполья» Ф. М. Достоевского (1864). В этом свете нет ни справедливости, ни несправедливости, нет правды. Бушует «война всех против всех». Остается скрываться в своем углу. При этом надо обязательно избегать болезни, как говорит князь Андрей, потому что умрешь — все кончится, ведь нет будущей жизни. Это один из прототипов современной литературы. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» восстанавливает противополож­ ное мировоззрение, русское традиционное мировоззрение соборности. При этом Толстой, не игнорируя достижения естественных наук, про­ ходит через них. По автору «Войны и мира», суть всяких явлений — сила однако эта сила является не нейтральным мертвым существом, а силой жизни, духом. Кстати, в древности праславянское слово sila означало «душа, дух, чувство» (Макс Фасмер, «Этимологический словарь русского языка»). Литературоведение __ 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=