ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Литературоведение lf — 1 поминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда-то в воду, так что вода сошлась над его головой». Все события, все вещи, предметы, люди, представления — все это является комом энергии, который выражается каплей. Капли составляют единое целое и наполняют пространство, но вместе с тем каждая капля имеет свою особенность, неповторимую личность. 4. Капля — это духовная энергия i ’ xv Капля — это энергия. Тогда какая энергия? Физическая энергия или дух одного рода? Рассмотрим, как изображается капля Каратаева, которая называется «круглое». Вот Каратаев впервые появляется перед Пьером. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, при сутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, кото рый отделялся от него при всяком его движении. Человек этот что-то делал в темноте с своими ногами, и, несмотря на то, что Пьер не видал его лица, он чувствовал, что человек этот беспрестанно взглядывал на него. Присмотревшись в темноте, Пьер понял, что человек этот разувал ся. И то, каким образом он это делал, заинтересовало Пьера Размотав бечевки, которыми была завязана одна нога, он аккуратно свернул бечевки и тотчас принялся за другую йогу, взглядывая на Пьера. Пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу. Таким образом аккуратно, круглыми, спорыми, без замед ления следовавшими одно за другим движениями, разувшись, человек развесил свою обувь на колЬпнки, вбитые у него над головой, достал ножик, обрезал что-то, сложил ножик, положил под изголовье и, получ ше усевшись, обнял свои поднятые колени обеими руками и прямо уставился на Пьера. Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоитель ное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве и в запахе даже этого человека, и он, не спуская глаз, смотрел на него». Несмотря на то что Пьер почти ничего не видит в темноте, он точно чувствует «что-то круглое». Внешние условия (темнота) не меша ют Пьеру ощущать некую суть личности Каратаева. Не только тогда, но и всегда и везде Пьер чувствует «круглое» буквально во всем Каратаеве — во всей фигуре, в голове, спине, груди, плечах, руках, улыбке, глазах, морщинках на лице, речи, зубах и т. д. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=