ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Литературоведение lf — 1 поминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда-то в воду, так что вода сошлась над его головой». Все события, все вещи, предметы, люди, представления — все это является комом энергии, который выражается каплей. Капли составляют единое целое и наполняют пространство, но вместе с тем каждая капля имеет свою особенность, неповторимую личность. 4. Капля — это духовная энергия i ’ xv Капля — это энергия. Тогда какая энергия? Физическая энергия или дух одного рода? Рассмотрим, как изображается капля Каратаева, которая называется «круглое». Вот Каратаев впервые появляется перед Пьером. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, при­ сутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, кото­ рый отделялся от него при всяком его движении. Человек этот что-то делал в темноте с своими ногами, и, несмотря на то, что Пьер не видал его лица, он чувствовал, что человек этот беспрестанно взглядывал на него. Присмотревшись в темноте, Пьер понял, что человек этот разувал­ ся. И то, каким образом он это делал, заинтересовало Пьера Размотав бечевки, которыми была завязана одна нога, он аккуратно свернул бечевки и тотчас принялся за другую йогу, взглядывая на Пьера. Пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу. Таким образом аккуратно, круглыми, спорыми, без замед­ ления следовавшими одно за другим движениями, разувшись, человек развесил свою обувь на колЬпнки, вбитые у него над головой, достал ножик, обрезал что-то, сложил ножик, положил под изголовье и, получ­ ше усевшись, обнял свои поднятые колени обеими руками и прямо уставился на Пьера. Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоитель­ ное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве и в запахе даже этого человека, и он, не спуская глаз, смотрел на него». Несмотря на то что Пьер почти ничего не видит в темноте, он точно чувствует «что-то круглое». Внешние условия (темнота) не меша­ ют Пьеру ощущать некую суть личности Каратаева. Не только тогда, но и всегда и везде Пьер чувствует «круглое» буквально во всем Каратаеве — во всей фигуре, в голове, спине, груди, плечах, руках, улыбке, глазах, морщинках на лице, речи, зубах и т. д. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=