ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Выражения, жесты, чувства и т. д. появляются или изменяются «вдруг», «неожиданно». Такие слова, как «вдруг», «неожиданно», «внезапно», «по чему-то» употребляются более 30 раз только в сцене вечера Анны Шерер. К тому же у всех персонажей, которые присутствуют на вечере. Таким образом перед налги, читателями, предстоят только отдель ные, так сказать, фрагменты человека, связь которых не всегда нам ясна. Соответственно с этим в романе часто используются такие фразы, как «как будто», «как бы», «видимо», «кажется». «Он'(отец Пьера.— Авт.) посмотрел на непослушную руку, на вы ражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием». «— Ну, полно вам,— проговорил аудитор с сияющею, наивною и вместе хитрою улыбкой, как будто ему лестно было, что он составляет предмет шуток Жеркова, и как будто он нарочно старался казаться глупее, чем он был в самом деле». «Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своею чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице». Если даже рассказчик романа не знает, почему персонажи так действуют, почему персонажи так чувствуют, то остается только пред положить причины этого: «Я не знаю причины этого, но они действу ют, как будто...» Может бьгть, у некоторых возникает мнение, что все это только в начале романа. Часто употребляются «вдруг», «неожиданно», «как буд то» только оттого, что персонажи пока не очень знакомы, не очень известны для рассказчика и для нас, читателей. Но это не так. Все эти особенности сохраняются до самого конца романа. Еще обратите внимание на такие фразьг: «ему пришла в голову мысль» или «такого рода рассуждения часто приходили Пьерр. Значит, «мысли» и «рассуждения» являются субъектами и подлежащими. Рас сказчик не говорит: «он подумал», «он захотел», «он почувствовал». Во всем романе и у всех персонажей «мысль», «чувство», «жела ние», вьгражение лица, жесты очень часто являются субъектами предло жений. Это тоже одна из особенностей «Войны и мира». Мы полагаем, что «мысли», «чувство», «желание» — это действитель но субъекты, то есть они сами собой происходят, независимо от сознания и воли данного персонажа, и эти маленькие субъекты двигают его. Литературоведение 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=