ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

iK s a J I "jA — XXV II Международные Толстовские чтения —_____------- ——---------------------------------------------------- —--------------- одной разделялись на многие» ? Ведь странно же, что человек сливается с другими или что человек разделяется на нескольких, как амеба. Поче­ му человек выражается каплей, которая не имеет четкого контура? Почему он не выражается неким атомом, то есть четкой единицей? Кроме того, на глобусе вообще нет пространства. Там только капли, и они образуют единое море. Что это означает? Чтобы ответить на эти вопросы, надо посмотреть, как конкретно описывается, изображается человек в этом произведении и как описы­ вается соотношение одного человека и другого, соотношение человека и ситуации, внешних обстоятельств. 1. Изображение человека Во многих художественных произведениях действующим лицам дается определенный характер, и они по своему характеру действуют и развивают сюжет произведения. Однако в «Войне и мире» это не так. В этом романе характеры персонажей как таковые не описываются. Тогда что изображается? Изоб­ ражаются только разные выражения лица, жесты, действия, чувства, желания, потребности, мысли и т. д. При этом не всегда ясно, почему они происходят, почему они появляются. «В то время, как Анна Павловна назвала императрицу, лицо ее вдруг представило глубокое и искреннее выражение преданности и уважения». «Вот одно различие,— сказал он (князь Василий,— Авт.), улыбаясь более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно, и при этом осо­ бенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Княгиня, улыбаясь и говоря со всеми, вдруг произвела переста­ новку и, усевшись, весело оправилась». «— Ecoutez, chere Annette,— сказал князь (Василий.— Авт.), взяв вдруг свою собеседницу за руку и пригибая ее почему-то книзу». «Лицо итальянца вдруг изменилось и приняло оскорбительно при­ творно-сладкое выражение, которое, видимо, было привычно ему в раз­ говоре с женщинами». «Князь Андрей, не оглядывась, сморщил лицо в гримасу, выра­ жавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыба­ ющееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой». „.г.;м.л 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=