ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Символический смысл лексемы «смерть» заключает в себе общечело­ веческую мудрость: «Ценность человека узнается после его смерти» [7]. Вслед за Л. Толстым заметим: «Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни» [7, 34]. Таким образом, сакрально-символический смысл лексемы «смерть», являющейся опорной в художественном тексте Л. Толстого и выполня­ ющей роль философской скрепы художественного целого, заключает в себе внутренне богатое бытийное содержание, реализующееся в виде важ­ нейшей составляющей человеческой жизни, которую можно обозна­ чить как конечность бытия, и структурирует духовный облик человека на пороге смерти и в преддверии вечности, ибо первое условие бес­ смертия — смерть. Литература 1. Колесов, В. В. Жизнь происходит от слова... / В. В. Колесов.— СПб., 1999. 2. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / М. Фасмер,— 2е изд.— М., 1986.— Т. 3. 3. Даль, В. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. В. Даль,- М., 1 9 5 6 ,- Т. 4. 4. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 12 т. / Л. Н. Толстой.— Т. 2.— М., 1987. Далее цитируется по этому изданию. 5. Громова-Опульская, Л. Д. Философия и эстетика братства в ху­ дожественных сочинениях Л. Н. Толстого / Л. Д. Громова-Опульская // Толстовский сборник-2000: Материалы XXVI Междунар. Толстовских чтений: В 2 ч.— Ч. I: Л. Н. Толстой в движении эпох.— Тула, 2000. 6. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афориз­ мах.— М., 1990. _ jn W a - ^ L ^ — XXV II Международные Толстовские чтения 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=