ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
естественное чувство соборности, этимологически связанное со словом «собор» и означающее вселенскость, единую жизнь в единой истине, то есть всеединство. Смысл жизни — в соборном житии, а это, в свою очередь,— подступ к вечной жизни. Такое видение мира и человека в мире определяется особенностя ми мировоззрения художника слова. Л. Толстой — автор соборного миропонимания. Мир для него — целостность, художественно-философски осмысленная Толстым как кон цептуальная модель Всемирного бытия. Созидательный характер миропонимания народа русского состоит в умении сопрягать земное («житие на земле») и небесное («жизнь на небе» ) в лоне духовной целостности, где судьба мира и человека являют собой всеединство сущего. Итак, лексема «смерть» — одна из важнейших философем бытия у А. Толстого наряду с такими, как «рождение» и «жизнь». Слово «смерть» в творчестве Л. Толстого — не просто слово, само ценное в своем языковом бытии, а как бы символ стоящего за ним сакрального смысла, как бы «изреченная мысль», суть которой в следу ющем: «все мысли о смерти нужны для жизни». Смерть — это тайна жизни. Само слово «сакральный» указывает на заключенный в нем некий таинственный и священный смысл, постигаемый через слово и явленную в нем мудрость жизни и бытия божия. Страх смерти преодолевается мыслью о бебсмертии души, смерть же — лишь духовное перевоплощение для жизни вечной. Сакральный характер бессмертия очевиден. Если бы человек руководствовался только мыслью и чувством обыч ной жизни, тогда бы для героя Толстого не было смысла жизни. Смерть не страшна, если у жизни есть смысл. А смысл жизни — в любви к своему Отечеству, за которой просматривается более значительная по своим космическим масштабам любовь к миру и жизни в целом. Смысл Жизни не уничтожим смертью. Только продолжение жизни, возможно подсознательно, дает силы человеку побороть в себе страх смерти. Жизнь значима именно в сво ем продолжении, а бессмертие идет через духовное перевоплощение, Которое, в свою очередь, осознается как обычное, необходимое. Вера в бессмертие души (вечную жизнь) придает жизни (земному житию) Такой смысл, который не уничтожается смертью (пределом человечес кого бытия). Литературоведение 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=