ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

и является страх смерти, уходятций своими корнями в сферу подсозна­ тельного. Поэтому толстовский герой очень сложный, текучий: с одной стороны, не знающий страха смерти — в силу веры в бессмертие души, с другой стороны, не могущий не знать его в силу любви к жизни. Поэтому и толстовское слово очень сложное, текучее, как сам чело­ век. То, что есть в человеке изначально, им же самим подтверждается и опровергается. Человек в каждый последующий момент не равен само­ му себе. Это и есть художественное открытие Л. Толстого — текучая человеческая душа, которая определяет особенности его мировосприя­ тия и способы его художественного и языкового воплощения в творче­ стве гениального мастера слова. Смерть на войне у Л. Толстого — это мгновение, отделяющее жизнь от смерти. Следя за полетом бомбы, которая две секунды была неразорванной, один из толстовских героев — Праскухин — «переживает чувство настоящего — ожидания смерти и ужаса — ни на мгновение не покидало его». «Прошла секунда, секунда, в которую целый мир чувств, мыслей, надежд, воспоминаний промелькнул в его воображении». Праскухин будет убит осколком в грудь. Он умирает, здесь есть все, кроме страха и ужаса смерти. Миг смерти вместил всю его жизнь: долги, женщину, любовь. Следовательно, жизнь — миг перед всепоглощающей смертью. Война у Л. Толстого — «место смерти», более того — «страшное место смерти». Страх смерти у героя рассказа «Севастополь в августе» — Козельцо- ва —исчезает вместе с тем, как происходит осознание им исполненного долга. Чтобы смерть победить, нужна сила, противостоящая смерти, равная ей. Эта сила — любовь. У Л. Толстого это любовь к родине мира. О раненом, над которым священник читает молитву; Л: Толстой скажет: «Смерть не испугала Козельцова». А все потому, что совесть его чиста и душа спокойна. Умереть со спокойной душой Козельцов почитает за счастье. Поэтому и брату своему он желал бы того же: «Дай бог ему такого же счастия». В третьем рассказе, казалось бы, побеждает смерть (погибают оба брата Козельцовы), на самом деле побеждает не она, а стремление чело­ века к естественному соборному началу. Перед смертью оба брата живут одним: им хочется если погибнуть, то за общее дело. И они погибают, защищая Отечество (землю отцов своих), родину мира. При всей внеш­ ней хаотичности человеческих отношений в каждом человеке живет ^— XXV II Международные Толстовские чтения 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=