ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Так, например, разрыв снаряда — это и есть мгновение, разделяющее зыбкий рубеж бытия и небытия. Не поколебать дух защитников Севастополя, спокойно живущих п0д ядрами при ста случайностях смерти вместо одной в быту, которой подвержены все люди, и «живущих в этих условия* среди беспрерыв ного труда, бдения и грязи». Несмотря на то что смерть на войне — это сто случайностей вместо одной в условиях мира, у русского солдата, как демонстрирует автор, достаточно внутренней силы и воли, чтобы выстоять и сохранить в себе духовную опору. Тому, кто постиг «умом сердца» смысл жизни, не страшна смерть, ибо она лишь приближает вечную жизнь, а в этом и состоит мудрость жизни. Русский человек не знает страха смерти, так как страх есть ожида ние зла, а смерть, напротив, в понимании народа,— великое благо, потому что за ней открываются врата жизни вечной и бесконечной. Бесстрашие солдата на войне в отношении смерти — это показатель необычайной силы души, которая поддерживает в нем спокойствие. Эта ситуация спокойного отношения к смерти на войне определя ется целостностью мировосприятия русского человека. Так сложилось искони, что в представлении нашего народа смерти как таковой нет — есть лишь рубеж небытия, пройдя который, человек обретает истину — веч ную жизнь души. * Душа как средоточие божественной энергии в человеке (микро космосе) соприродна целостности всего мироздания (макрокосмоса), что и сообщает человеку («своей Вселенной» во Вселенной) онтологи чески заданное единство Тзсего со всем, где жизнь и смерть человека — разные лики единой сущности — миробытия. Так что же движет русским солдатом на войне, почему, не боясь угрозы «ста случайностей вместо одной» (смерти), не робея перед ужас ными гулами выстрелов, потрясающих все вокруг, он возвышался духом и с наслаждением готовился к смерги? Из текста «Севастопольских расска зов» мы видим, что это и есть чувство, лежащее в глубине души каждо- го>~ любовь к Родине. Древний корень -род- в слове «родина» (чело- зек проходит «родины» — рождается, входит в семью, и «род» — это его Родина, он становится членом общества, то есть своей «родины». Родина— общественная и духовная среда, в которой живет «на-род») эксплици рует устойчиво заключенное в нем народное представление о коренном Литературоведение 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=