ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
пуля настигала их, погибали в ожидании смерти «с сознанием своего достоинства и высокой мысли и чувства». Л. Толстой дает панораму войны в ее правде, истинном свете. Война в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого — в смерти. Как показывают тексты Л. Толстого, война несет с собой смерть, смерть защитников Севастополя — ужасные и грустные лики войны. Война в смерти и смерть на войне в «Севастопольских рассказах» — потрясающее душу зрелище. Толстой показал нам «войну не в правильном, красивом и блестя щем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамена ми и гарцующими генералами (все это есть торжество победы, которую еще надо одержать, а ценой скольких жизней солдат она достанется?), а войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...» (это и есть военные будни). Как свидетельствуют рассказы Л. Толстого, на «поле страдания» (на войне) есть «дом страдания» (военный госпиталь), где царит сам дух страдания —физическая боль и моральные страдания ожидания... смерти. «Что значит смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?» Война у Л. Толстого несет с собой жизнь в ожидании смерти и смерть. Трагический пафос войны усиливается множественностью жертв, сопутствующих ей, за которыми смерть конкретного человека теряет значение единичности и сливается воедино с некой зловещей стихией, имя которой звучит предельно просто и вместе с тем грозно-предуп реждающе — смерть. Смерть на войне у Л. Н. Толстого масштабна: она уносит жизни миллионов солдат. Движения солдат на войне спокойны, тверды, неторопливы. Эго глав ные черты, составляющие силу русского народа величие его подвига (в кор не слова «подви 1 » — двиг — обозначено движение духа, души, и это совсем не случайно) в страданиях войны — в умении жить сердцем в опасности и злобе «ужасно страшной» войны. Герой Толстого стремится к гармонии бытия, но достигнута она может быть лишь изнутри, движением души. Основная ситуация человеческого бытия, как показывают тексты Л. Толстого,— сопряжение жизни и смерти. Смерть рука об руку идет с жизнью. Война в «Севастопольских рассказах» — это еще и возможность смерти и случайность жизни, это не что иное, как «игра жизни и смерти». XXV II М еж дународные Толстовские чтения __________ 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=