ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Вживаясь в народную традицию, Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» в высшей мере постигает и выражает народное сознание и видение одной из структурирующих человеческого (эытия — смерти в ситуации войны. Такое же понимание смерти дает нам. и когнитивно-ментальный подход к анализу слова в художественном тексте. Данный подход к сло­ ву исходит из позиции «слово как процесс» (тра\иция, идущая от В. фон Гумбольдта, развита впоследствии А. А. Потебней). Тогда слово «смерть» в «Севастопольских рассказах» А. Толстого, являющееся опорным в ху­ дожественном тексте,— это еще и языковой символ, отражающий одну из ключевых категорий национальной речемысли. Уже первые строки «Севастопольских рассказов» вводят нас в ситу­ ацию будничности войны и неизбежности смерти. «Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости,— ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом» |5, 8]. Таким образом, через всю художественную ткань «Севастопольских рассказов» лейтмотивом проходит «мысль очень обыкновенная —мысль о смерти». По мысли Л. Толстого, обыкновенно война несет с собой смерть, смерть обыкновенна на войне. Весьма неожиданно поведение защитников Севастополя в ситу­ ации «странного смешения лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака», которая создает впечатление «отврати­ тельного беспорядка». Вместо испуга, суеты —-«спокойствие», «самоуверенность» и даже «равнодушие». Солдат Толстого не знает страха: он стерт в сознании толстовского героя. Что это — отчаяние, сознательное неприятие ужасных следов воен­ ного лагеря? Нет, просто геройство (будничное дело) защитников Сева­ стополя (будничных людей). У солдат особое — молчаливое — выраже­ ние глаз и бессознательная твердость духа. Это величие духа возникает от победы над смертью, антиномия которой в народном сознании обозна­ чена как торжество жизни. «...Другой больной лежит на полу и, как кажется, в нестерпимых страданиях ожидает смерти». Те, кто держал оборону Севастополя в декабре, не готовились к смер­ ти. а, следуя святому долгу, завещанному нашими предками (русича- ми) ’ Защищали родную землю, свое Отечество так, как могли, а когда Литературоведение __ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=