ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

XXV II Международные Толстовские чтения Г. В. З везаова , Ю. В. Гридунова Липецк САКРАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОПОРНОГО (КЛЮЧЕВОГО) СЛОВА «СМЕРТЬ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (на материале «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого) Анализ слова (по В. В. Колесову, «содержательного мудрого сло­ ва» ) как духовной первоосновы русской национальной культуры в его языковой оформленности и художественном выражении раскрывает кон­ цепцию величайшего творца мысли и гениального мастера слова. Весьма показательны в этом отношении рассмотрение и языковой анализ клю­ чевого слова «смерть», выводящего нас на сакрально-символический уровень осмысления бы™я. Исходя из слова, а стало быть, из самой жизни, ибо, как метко определил Михаил Пришвин, жизнь происходит от слова [1, 5 ], а если быть точнее и следовать известному суждению А. Потебни: «мысль направлена словом» [1, 6 ], то приходим к искон­ ному и истанному пониманию слова, а в связи с э™м — к содержа­ тельно-философскому осмыслению миробытая в слове и через слово. Именно такой подход к слову выражает на глубинном символическом уровне его сущностный смысл. Этимологический, исторический и семантико-функциональный ана­ лиз лексемы «смерть» показывает, что это слово как в русском, так и в других славянских языках первоначально связано с корнем — мърть — «смерть» [3] (М Фасмер, Н. М, Шанский, В. В. Даль). Смерть (мереть), смертушка — конец земной жизни, кончина, разлученье души с телом, умиранье, состоянье отжившего. Смерть человека — конец плотской жизни, воскресенье, переход к вечной, к духовной, жизни (4, 233] — все это эксплицирует народное понимание данной лексемы. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=