ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
офицер достоин восхищения: «Как фамилия нашего ротного команди ра?.. Какой он храбрый!». И тут же следует реплика, сводящая на нет «героизм» ротного: «Дд, когда в дело, всегда —мертвецки...» (2,130—131) (курсив наш.— С. Л.). ,, Так что же заставляет человека отказываться быть самим собой? Почему он предпочитает своему лицу чужую маску? Толстому ответ ясен: всему виной тщеславие. Молодой Толстой считал тщеславие одним из главных и наиболее опасных своих пороков. В дневниковой записи от 20 марта 1851 г. он так определил самую опасную сторону тщеславия: оно «принимает бесчис ленное множество различных форм, как-то: желание выказать, необду манность, рассеянность и т. д.» (21, 34). Поэтому, зная о многообразии форм проявления и последствиях тщеславного поведения, автор с позиции личного опыта оценивает поведение многих героев военных рассказов. Порождаемые тщеславием завышенная самооценка, необоснованность претензий, стремление «слыть», а не «быть» нередко воспринимаются и передаются автором с иронией. Тщеславию подвластны все чины и сословия. Солдат Максимов («Руб ка леса»), который был «ужасно учен», норовит блеснуть своими позна ниями перед сослуживцами, объясняя им, что «ватерпас не что иное есть, как происходит, что атмосферическая ртуть свое движение имеет» (2, 57) (курсив автора). Но автор обращает внимание не только на комизм речи солдата. Из-за «несчастной странности» Максимова (для Толстого тщеславный человек именно несчастен!) нарочно так говорить «...не было никакой возможности понять его и... он сам не понимал своих слов» (2, 57) (курсив наш.— С. Д.). Тщеславие заставляет в общем-то доброго Розенкранца воображать, что у него есть враги. Из-за тщеславия отказывается покинуть Кавказ Волхов. В романтику он уже давно не верит, но продолжает оставаться во власти другого предания, «что на Кавказ стоит приехать, чтобы осыпаться награда ми» (2, 73). А вернешься без «Анны и Владимира, Анны на шею и майо ра» — будет стыдно показаться на глаза в обществе, да и собственное тщес лавие не будет удовлетворено. В военных рассказах Толстой предпочитает говорить о проявлениях и последствиях тщеславного поведения открыто. Если же порожденные тщеславием претензии начинают расходиться с реаль ностью сверх меры, повествование приобретает ироническую интонацию. Проблема тщеславия как двигателя поведения стала центральной во втором рассказе севастопольского цикла — «Севастополь в мае». Герои XXV II Международные Толстовские чтения 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=