ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

к смерти как благу, исходящему от Бога. Подобным взглядам Л. Н. Тол­ стого способствовала всеобщая депрессия и пессимизм русской интел­ лигенции конца XIX — начала XX в., которые вылились в созерцание лишенной покровов истины, напоминающей только об одном: человек смертен, а значит, жизнь лишена смысла. О подобной тенденции говорит множество самоубийств известных личностей того времени. Прогресс науки спасовал перед смертью, и родилась танатология с ее примиряющим видением смерти, которая была в состоянии заполнить внутреннюю пустоту. Этика смерти Л. Н. Толстого уравнивает человека с вечностью, создает предпосылки качественного изменения самой Логики осознания смерти как социального, этического, антропологического и онтологи­ ческого феномена. Таким образом, толстовская этикб-философская кон­ цепция смерти выстроила существенную часть здания всей русской танатологии. Несмотря на многочисленные исследования русской религиозной философии, этико-философское учение Л. Н. Толстого о смерти не только йе стало предметом целостного, систематического религиозно-философ­ ского и этико-психологического анализа, но и не получило до сих пор адекватной общепризнанной оценки. — XXV II Международные Толстовские чтения 206

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=