ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
стоит фигура Л. Н. Толстого, в философии которого обозначены все базовые этические мифологемы смерти*, которые впоследствии разра батывались в других этико-философских концепциях русской религиозной философии XX в. Знаменателен тот факт, что попытку этического осоз нания смерти предпринял не столько «академический» философ, сколько писатель-мыслитель, каким являлся Л. Н. Толстой. Из знания о собствен ном смертном уделе он создал новую область, почти науку, изучающую аксиологическое измерение человеческого существования. Л. Н. Толстого можно по праву отнести не просто к религиозным философам, но к основоположникам русской танатологии, к своего рода «апологетам» смерти как онтологического, социально-психологического и глубоко личностного феномена. При подобном осмыслении и попытке логического обоснования этико-философской парадигмы смерти последняя может восприниматься не только в качестве логического завершения жизни, но и в качестве особого онтологического принципа личностного существования. ; , • * Нужно отметить, что концепция смерти, выстроенная Л. Н. Тол стым, отмечена печатью особой «сверхисторической» актуальности. Меж ду тем духовное видение смерти относится к числу ценностей, которые кажутся малоактуальными для живущих именно потому, что последние еще живы, а думать об окончании собственного жизненного пути в сов ременном обществе не принято. Не случайно, что большинству совре менников великого мыслителя учение о смерти представлялось некой абстракцией, не отвечающей как требованиям научно-технического про гресса, так и догматическим представлениям о смерти в православной Церкви. В этической концепции смерти, сформулированной Л. Н. Тол стым, определенным образом «деформировалась» христианская «любовь к ближнему», которая вместила в себя и идею преодоления страха смерти, и идею прижизненного индивидуально-нравственного самосовершен ствования. Его этика смерти в качестве объекта имеет человека нового типа — человека, отвергающего смерть как конец бытия и изверившегося в материальных ценностях. Человека, почти исчерпавшего позитивные попытки понять смерть в эмпирических пределах и обратившегося Философия. Религия * Под «этической мифологемой» мы понимаем в данном случае особую логику осознания смерти, в основе которой лежит опыт «этической умоперемены», т. е, радикального изменения представлений о смерти с помощью определенных этических установок. 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=