ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Философия. Религия IHfcTlL М- Л. Клюзова Тупа ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ И СМЫСЛ ЭТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА Л. Н. ТОЛСТОГО НМг’ '»•:> '.’-t ШрУ' . й ч1!!' . "i(?r " err;. Щ Ж ч 11-*|* '"H .-.t -"I '■'/■.VKI'j-;;.-;- ■■■■■.■ 't- ’ •'.Mi О ).ч ъ jfit»; 41. ' Проблема рациональности является знаковой для нашего времени. Пытаясь постичь ее суть, указывает Х.-Г. Гадамер, рефлексирующее со знание неизбежно обнаруживает множественность форм реализации человеческим разумом своего предназначения, наличие которых пред ставляет собой открытый вызов современной философской мысли [1]. Неспособность последней адекватно ответить на него становится при чиной отчетливо просматривающейся в культуре уходящего века тен денции к умалению и даже прямому отрицанию разума, открывающей путь к безраздельному господству иррациональности. В сложившейся ситуации обращение к духовному наследию тех мыслителей, чье твор чество явилось отражением противоборства рационального и иррацио нального начал, может не только оказаться чрезвычайно интересным и плодотворным в исследовательском плане, но и стать весьма своевре менным шагом на пути к восстановлению утраченной современным человеком изначальной духовно-разумной целостности. Особое место в ряду подобных мыслителей по праву занимает А, Н. Толстой, личность и нрав ственно-религиозные искания которого представляют собой довольно типичный, глубоко укорененный в национальной почве и одновременно во многом парадоксальный для русской религиозно-философской тра диции, существенно превосходящий ее рамки духовный феномен. Его уникальность обусловливается тем, что жизнь и постижение ее смысла слились в биографии великого русского мыслителя в одно целое: он воплощал в опыте собственной экзистенции неразрывное единство «образа 199 (КЦ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=