ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Философия. Религия В . Бартолф Германия НАСЛЕДИЕ ТОЛСТОГО ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ: МАНИФЕСТ ПРОТИВ НАСИЛИЯ 1. МОЯ РЕЛИГИЯ В 1884 г. граф Лев Толстой продолжил свою исповедь в произ­ ведении «Моя религия». Он нашел в основе сопротивления насилию ключ к пониманию Евангелия, а следовательно, он подошел к переос­ мыслению своей жизни и современного общества. Отказ от примене­ ния насильственных методов стал этической базой для его доктрины «Сила правды», которая в дальнейшем получила развитие в философии Махатмы Ганди. Этот основной принцип с тех пор противопоставляется патрио­ тическим движениям и консервативным христианам, которые призна­ ют церковь за единственную, а также атеистами-революционерами. Ни те и ни другие не признают право насильственного сопротивления, которое они расценивают как зло. Лев Толстой анализировал командно-приказную систему, которая преобладала в вооруженных силах. Он выступал против деспотизма цгфской России и немецкого кайзера так же рьяно, как и против британского парламентаризма, который, по сути, был воплощением той же идеи. II. ЦАРСТВО БОЖЬЕ - ВНУТРИ ТЕБЯ В знаменитой работе «Царство Божие внутри вас» (1893) Лев Толстой изложил основные тезисы своей философии о ненасильственном сопротивлении. В особенности он критиковал воинскую повинность 193

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=