ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Литературоведение С. В. Цапунов Республика Беларусь ИРОНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ВОЕННЫХ РАССКАЗАХ Д. Н. ТОЛСТОГО * 1 ' В процессе изучения поэтики толстовской прозы утвердилось мне­ ние О том, что при длительной разработке принципов повествования писатель избегал проникновения комического в художественное произ­ ведение. Об использовании Л. Н. Толстым таких видов комического, как ирония и сатира, принято говорить лишь в связи с изучением позднего творчества писателя (комедия «Плоды просвещения», роман «Воскресе­ ние» и некоторые другие произведения). На раннем же этапе творчества Толстой стремился максимально избавить художественный текст от пря­ мого проявления комизма. Так, во время работы над «Набегом», как отмечено в дневнике 7 июля 1852 г., он ставил перед собой следующую задачу: «Надо торопиться скорее окончить сатиру моего «Письма с Кав­ каза» , а то сатира не в моеМ характере» [1]. Причину столь настороженного отношения к осмеянию помогает объяснить еще одна дневниковая запись, сделанная годом ранее — в пе­ риод с марта по май 1851 г.: «Все описывают слабости людские и смеш­ ную сторону людей, перенося их на вымышленные личности... большей частью неестественно. Отчего? Оттого, что слабости людские мы знаем по себе, и чтобы выказать их верно, надо их выказать на себе.. Личность, на которую переносят собственные слабости, стараются сколько можно исказить, чтоб не узнать самих себя. Не лучше ли говорить прямо: «Вот каков я...». Покажи всякий себя, каков есть, то, что было прежде смеш­ ным и слабостью, перестанет быть таким. Разве это не огромное благо избавиться,., от ужасного ига — боязни смешного» (21, 39—40). Это 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=