ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
ничего не скажешь, кроме грациозного, а мне много нужно сказать нового и дельного» (47, 142); «Неужели слезы Sehnsucht (страстное желание, тоска.— В. Р.), которыми я часто плачу, пропадут с годами. Я боюсь замечать это за собой. Надо понатужиться к характерной, поря дочной жизни» (47, 144). Судьба нищего музыканта, талантливого человека уже тогда поста вила перед Толстым проблему народного просвещения, проблему об разования нравов. Как спасти «тонущих... Пушкиных, Остроградс ких, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе»? Спасение от тоски было найдено — это организация собственной школы для крестьянских детей в Ясной Поляне. К решению проблемы воли Толстой пошел через решение проблемы образования и воспитания (см. об этом: Ремизов, В. Б. От народной педагогики к эпосу «Войны и мира» / В. Б. Ремизов // Яснополянский сб.—Тула, 2000.—С. 21—34). XXV II Международные Толстовские чтения •а г< 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=