ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

ничего не скажешь, кроме грациозного, а мне много нужно сказать нового и дельного» (47, 142); «Неужели слезы Sehnsucht (страстное желание, тоска.— В. Р.), которыми я часто плачу, пропадут с годами. Я боюсь замечать это за собой. Надо понатужиться к характерной, поря­ дочной жизни» (47, 144). Судьба нищего музыканта, талантливого человека уже тогда поста­ вила перед Толстым проблему народного просвещения, проблему об­ разования нравов. Как спасти «тонущих... Пушкиных, Остроградс­ ких, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе»? Спасение от тоски было найдено — это организация собственной школы для крестьянских детей в Ясной Поляне. К решению проблемы воли Толстой пошел через решение проблемы образования и воспитания (см. об этом: Ремизов, В. Б. От народной педагогики к эпосу «Войны и мира» / В. Б. Ремизов // Яснополянский сб.—Тула, 2000.—С. 21—34). XXV II Международные Толстовские чтения •а г< 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=