ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Философия. Религия И. Б. Мараов _v Москва 1 ■ ( ,; ••Т .(• :•>.I]■">' -у, |.| {Г , МНИМОДУШЕВНОСТЬ И МНИМОДУХОВНОСТЬ W Если бы цыпленок в яйце был одарен разумом человеческим и так же мало умел бы пользоваться им, как люди нашего времени, он никогда не разбил бы скорлупы своего яйца и никогда не узнал бы жизни. А. Н. Толстой 1. Критики Толстого Казалось бы, чем духовно выше предмет, которым занимается человек, тем более он возвышает его. Это справедливо в том случае, когда между человекоми его предметом есть некоторое соответствие духовного сознания. Обсуждая другого человека, мы тем самым обнаруживаем себя. И тем в большей степени, чем значительнее.тот, о коммы говорим. Судящему Толстого надо подшить, что он характеризует не Льва Николаевича, а самого себя. Не свой ум, знания, талант и иные свои умения и возможности, а состояние полноты жизни, уровень подъема духа в себе. Толкуйте, если угодно, о Толстом-художнике, но не о Толстом — учителе жизни, муд­ реце, пророке. В первом случае вы уклонитесь от всегда невыгодного для вас духовного сопоставления Себя с ним. Во втором — вы выходите на самого Толстого, душа к душе, своим лицом к его лицу, и, волей-неволей становясь в позу высшего знания и судьи Льва Николаевича, разоблачаете себя, истинное достоинство своего разума и сознания жизни. Лев Толстой так далеко ушел на Пути восхождения, что у существа зелшой Обители нет и быть не может той высшей точки зрения, с которой следовало бы судить о старце Толстом. Поскольку человек на вершине Пути жизни не пишет критики на другого человека, находящегося на вершине Пути жизни, то Льва Николаевича всегда брались обсуждать, осуждать, ставить на место люди, в духовном отношении стоявшие зна­ чительно ниже его. 179

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=