ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Так, к примеру, в начале мая 1901 г. он читал статью В. И. Герье «Борьба за единство веры в IV веке», напечатанную в «Вестнике Европы», оттиски которой сохранились в яснополянской библиотеке [18]. Эго подтвержда­ ется записью в дневнике 7 мая 1901 г. (в Москве): «Статья Герье, в которой он прямо говорит о том, что церковь явилась как ответ на тре­ бование установления единства веры» (54, 97), а также записью в запис­ ной книжке за май 1901 г.: «Превосходная статья Герье об Августине и Донат*истах. Августин совершенно наш Филарет и др. — софист. Он ужа­ сен» (54, 249). Негативный тон высказывания Толстого связан с рас­ хождением воззрений на власть и государство. По Августину, всякое насилие — от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия — есть следствие греховной испорченности человека, достойно презрения, но неизбежно. О том, что не всякая власть есть власть достойная безоговорочного поклонения, Блаженный Августин говорит в IV главе своей знаменитой книги «De Civitate Dei»: «Где нет права, там государство не что иное, как разбойничья банда» [1, 610]. Как видим, Августин признавал необходимость госу­ дарственной власти, им же самим охарактеризованной как «разбойничья банда». По мнению Толстого, государство, держащееся на насилии,— это отрицание христианских заповедей. Даже законы на службе у государства существуют как средства насилия: «За всякое неисполнение установлен­ ных узаконений неисполнившие будут подвергаться побоям, лишениям свободы, даже убийству от тех людей, которые установили узаконения»,— пишет Толстой в «Рабстве нашего времени» (1900) (34, 180). Толстой изучал творчество Августина по другим источникам, со­ хранившимся в его личной библиотеке. Назовем труд профессора Б. Н. Чичерина «История политических учений» (В 4 ч. М., 1869—1877. Ч. 1: Древность и средние века), а также первый том энциклопедичес­ кого словаря Брокгауза и Эфрона, в котором следов чтения Толстого в статье о древнем Августине нет, но факт чтения не исключается. Толстой всегда много читал, впитывая в себя все самые выдающиеся учения своего времени. Так, во вступлении к трактату «Исследование догматического богословия» (1891) он пишет, что изучал «книги, излага­ ющие православное вероучение» (23, 60), чтение которых стоило ему «огромного труда». Признав книгу «Православно-догматическое богосло­ вие» митрополита Макария «за основную», он принялся за разбор этого сочинения, часто его цитируя. В «цитатной» части «Исследования догма­ тического богословия» упоминается имя Августина, поэтому сочинение Яснополянская библиотека J1- Н. Толстого 173

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=