ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
XXV II Международные Толстовские чтения трактовки времени уместно проиллюстрировать мыслью М. Хайдеггера: «Времени нет, но есть сиюминутность, порождающая время... Во все времена, когда философия обращалась к проблеме времени, возникал вопрос о том, какова его природа. То, что философы прежде всего имели в виду, было время, подсчитываемое... суммой моментов настоящего... Однако не существует времени без человека» [6, 41—42]. Соглашаясь с теологической трактовкой Августина, Толстой одновременно истолко вывает время в картезианском духе «как длительность процессов и меры всеобщего изменения тел»: «Время есть бесконечное движение без одного момента покоя,— пишет он в эпилоге романа «Война и мир»,— оно не может быть мыслимо иначе» (12, 336). Толстой рассматривает время в призме своих представлений о свободе и необходимости. «Для того чтобы представить себе человека совершенно свободного, не подлежаще го закону необходимости, мы должны представить его себе одного вне пространства, вне времени и вне зависимости от причин» (12, 335). Мысли Толстого о времени и его природе в книге «Путь жизни» (глава XXI: «Жизнь в настоящем») — это парафраз понятий о времени вполне: в духе Августина. Толстой и сам пишет, что мысли, собранные в «Пути жизни», «принадлежат самым разнообразным авторам», что«боль- шинство этих мыслей, как при переводах, так и при переделке, подвер гались такому изменению» и что он находил «неудобным подписывать их именами их авторов» (45, 17). Толстой преобразовывал отмеченные им тексты в «Исповеди» Августина как гениальный читатель и истолко ватель чужого творческого текста. Он не только читал Августина, но и творил вместе с ним, переносил язык его мышления из V в. через по- луторатысячелетие в век XX. Узнавая в августиновских толкованиях времени схожие мотивы, он перерабатывал их и вносил в них свое понимание. Например, по Толстому, «прошлого нет, будущее еще не пришло. Что же есть? Только та точка, где сходятся будущее с прошедшим. Казалось бы точка — это ничто, а между тем только в этой точке вся жизнь наша» (45, 330). Или «...людям кажется, что жизнь их проходит во времени — в прошедшем и будущем. Но это только кажется: истинная жизнь, человеческая не проходит во времени, всегда есть в той безвременной точке, в которой прошедшее сходится с будущим и которую мы неправиль но называем настоящим временем. В этой безвременной точке настоящего... человек свободен, и потому в настоящем, и только в настоящем, истин ная жизнь человека» (45, 330). Эти мысли Толстого и приведенные выше мысли Августина как маргиналии Толстого в XVI—XXIII главах 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=