ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
Литературоведение 1 i c — 1 Все лучшее в душе Толстого не затихало даже тогда, когда удары судьбы особенно были к нему несправедливы. Чистота нравственного чувства защищала его от озлобления, мизантропии, безысходного песси мизма. Она была его главной сущностью, поэзией сердца, загораясь то «огненными штрихами», то тихой радостью от ощухцения, что есть «в природе, в воздухе, во всем надежда, будущность и прелестная будущ ность». «Бабушка! Весна! — обращался писатель к А. А. Толстой. — Отлично жить на свете хорошим людям; даже и таким, как я, хорошо бывает. < ...> Иногда ошибаешься и думаешь, что не одну природу ждет будущность счастья, а и тебя тоже; и хорошо бывает. < ...> Все старое прочь, все условия света, всю лень, весь эгоизм, все пороки, все запутанные, неясные привязанности, все сожаленья, даже раскаянье — все прочь! — Грустно вспомнить, сколько раз я тщетно делывал то же самое, как кухарка по субботам, — а все радуюсь своему обману, и иногда серьезно верю в новый цвет и жду его» (60, 259). Но за этими обманом и верой стояла неуверенность в дальнейшей 0 судьбе. Хозяйственная деятельность в деревне не ладилась, к «литера- ^турным занятиям» он, как сам признавался, «кажется, окончательно ^охладел». Здесь заметим, что двойственное отношение писателя к своему ^художественному дару и связанному с ним труду — черта для Толстого ^субстанциональная. Но, думаю, что сомнения, скептицизм наступали тогда, когда в Толстом жажда познания сущности мира и человека натал кивалась на злую необходимость, на невозможность метафизического, религиозного разрешения той или иной проблемы жизни, на кризис жанрового мышления. В конце 1850-х годов все это давало о себе знать, и кризис, если бы не была найдена особая сфера деятельности, мог бы затянуться на лшогие годы. Такой сферой преломления духовных исканий Толстого этого периода стала школа, пони,маемая им как изначальная и вечная для живущего на земле человека форма существования, связи с окружающим миром и окружающими людьми. Примечательно, что мысль о создании школы появилась у Толстого на пятый день после окончания работы над «Люцерном». «Главное, — писал он в дневнике 23 июля 1857 г., — сильно, явно пришло мне в голову завести у себя школу в деревне для всего околотка и целая деятельность в этом роде. Главное, вечная деятельность» (47, 147). Как бы ни был п «л.п'Г ^ .т й пп .уу .»п в Толстом жила потребность найти хы.хЙ^Ш>'№ ^ ^ ^щ р 5 ^ 50 янх я. Отсюда встре чающиеся в дневнике э т lx д н ^ '^ ^ ^ п ц ^ ^ ^ д о бх !ть смелым, а то (библиотека)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=