ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

Литературоведение 1 i c — 1 Все лучшее в душе Толстого не затихало даже тогда, когда удары судьбы особенно были к нему несправедливы. Чистота нравственного чувства защищала его от озлобления, мизантропии, безысходного песси­ мизма. Она была его главной сущностью, поэзией сердца, загораясь то «огненными штрихами», то тихой радостью от ощухцения, что есть «в природе, в воздухе, во всем надежда, будущность и прелестная будущ­ ность». «Бабушка! Весна! — обращался писатель к А. А. Толстой. — Отлично жить на свете хорошим людям; даже и таким, как я, хорошо бывает. < ...> Иногда ошибаешься и думаешь, что не одну природу ждет будущность счастья, а и тебя тоже; и хорошо бывает. < ...> Все старое прочь, все условия света, всю лень, весь эгоизм, все пороки, все запутанные, неясные привязанности, все сожаленья, даже раскаянье — все прочь! — Грустно вспомнить, сколько раз я тщетно делывал то же самое, как кухарка по субботам, — а все радуюсь своему обману, и иногда серьезно верю в новый цвет и жду его» (60, 259). Но за этими обманом и верой стояла неуверенность в дальнейшей 0 судьбе. Хозяйственная деятельность в деревне не ладилась, к «литера- ^турным занятиям» он, как сам признавался, «кажется, окончательно ^охладел». Здесь заметим, что двойственное отношение писателя к своему ^художественному дару и связанному с ним труду — черта для Толстого ^субстанциональная. Но, думаю, что сомнения, скептицизм наступали тогда, когда в Толстом жажда познания сущности мира и человека натал­ кивалась на злую необходимость, на невозможность метафизического, религиозного разрешения той или иной проблемы жизни, на кризис жанрового мышления. В конце 1850-х годов все это давало о себе знать, и кризис, если бы не была найдена особая сфера деятельности, мог бы затянуться на лшогие годы. Такой сферой преломления духовных исканий Толстого этого периода стала школа, пони,маемая им как изначальная и вечная для живущего на земле человека форма существования, связи с окружающим миром и окружающими людьми. Примечательно, что мысль о создании школы появилась у Толстого на пятый день после окончания работы над «Люцерном». «Главное, — писал он в дневнике 23 июля 1857 г., — сильно, явно пришло мне в голову завести у себя школу в деревне для всего околотка и целая деятельность в этом роде. Главное, вечная деятельность» (47, 147). Как бы ни был п «л.п'Г ^ .т й пп .уу .»п в Толстом жила потребность найти хы.хЙ^Ш>'№ ^ ^ ^щ р 5 ^ 50 янх я. Отсюда встре­ чающиеся в дневнике э т lx д н ^ '^ ^ ^ п ц ^ ^ ^ д о бх !ть смелым, а то (библиотека)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=