ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

это воскрешение памятью детства и осознание себя во времени спустя полвека. Мотив памяти-воспоминания повторяется в таких произведе­ ниях, как «Исповедь», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Воскресение». Метафизический вопрос о времени и его йрироде — один из глав­ ных вопросов философии Августина. В главе XVII книги одиннадцатой загнут нижний уголок (с. 467): «Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его еще нет; не могу измерить настоя­ щего, потому что в нем нет длительности; не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло» («Исповедь», 11, XVI). В главе XXVIII (с. 471) также имеются пометы Толстого: загнут вдвое нижний уголок и отчеркнуты строки: «Каким же образом уменьшается или исчезает будущее, которо­ го еще нет? Каким образом растет прошлое, которого уже нет? Только потому, что это происходит в душе, и только в ней существует три времени. Она и ждет, и внимает, и помнцт. <...> Наше внимание... длительно, и оно переводит в небытие то, что появится. Длительно не будущее время — его нет; <...> длительно не прошлое, которого нет; длительное прошлое — это длительная память о прошлом» («Исповедь», 11, XXVIII). В главе XXX книги одиннадцатой Толстой загнул вдвое нижний уголок страницы 474, отчеркнул всю главу, а в ней подчеркнул: «Я не буду больше терпеть вопросов от людей, которые наказаны болезненной жаждой: им хочется пить больше, чем они могут вместить. Они спраши­ вают: “Что делал Бог до сотворения мира?”». Этот вопрос «подтолкнул Августина к анализу категории времени» [15, 68]. До сотворения неба и земли времени не существовало. Время — творение Бога, именно поэтому вопрос, сформулированный выше,— это «пустословие» [15, 69]. «И пусть прекратят пустословие. ...Пусть поймут, что раньше всякого времени есть Ты — вечный Создатель всех времен, что раньше Тебя не было ни времени, ни созданий» («Исповедь», 11, XXX). Так рассуждает древний1Августин, считая, что время существует лишь в душе человека: «...кажется, что время есть не что иное, как растяжение... самой души» («Исповедь», 11, XVI). Прошлое — в памяти. Будущее — в ожидании. Длительность времени — это понятия, созданные нашим умом, который воспринимает прошлое и будущее усилием внимания и памяти. Аксио­ мой звучит для Толстого мысль Августина о том, что «время — творение Бога»: «Для Бога, для природы —нет времени»,—пишет Толстой в дневни­ ке 19 июня 1886 г. (49, 128). Здесь августиновскую и толстовскую Яснополянская библиотека Л. Н. Толстого 169

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=