ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
быть его излюбленными темами от ранних произведений до поздних, в жизни и творчестве. Загнуты верхний и нижний уголки и есть отчер кивания на полях страницы 123 [13]: « [Куда вы идете?] То хорошее, что вы любите, от Него, и гюсколько оно с Ним, оно хорошо и сладостно, но оно станет горьким — и справедливо,— потому что несправедливо любить хорошее и покинуть Того, Кто дал это хорошее. Зачем вам опять и опять ходить по трудным и страдным дорогам? Нет покоя там, где вы ищете его. Ищите, что вы ищете, но это не там, где вы ищете. Счастли вой жизни ищете вы в стране смерти: ее там нет. Как может быть счастливая жизнь там, где нет самой жизни?» («Исповедь», 4, XII). Два последних предложения Толстой подчеркнул. В дневнике 24 мая / 5 июня 1884 г. записал: «Читал Августина. Есть хорошее. Chercher la vie dans la region de la mort»* (49, 97). Буквальный перевод этой фразы с французского языка звучит так: «Вы ищете счастливую жизнь в стране смерти: там вы ее не найдете». * «В сущности, Толстого-мыслителя всегда интересовали лишь две темы: жизнь и смерть. А этих тем не избежит ни один художник» [14, 221]. Безусловно, отметки и запись в дневнике лежат в русле основного неразре шимого толстовского вопроса: есть ли в его «жизни такой смысл, кото рый не уничтожался бы неизбежно предстоящей <...> смертью?» (23, 17). Еще в преддверии работы над «Исп§ведью» Толстой писал в днев нике о своих мучительных исканиях ответа на «следующие безответные вопросы»: «Зачем я живу?», «Какая причина моему и всякому существова нию?», «Какая цель моего и всякого существования?», «Что значит и зачем то раздвоение добра и зла, которое я чувствую в себе?», «Как мне надо жить?», «Что такое смерть?», объединяя их «общим выражением этих вопросов»: «Как <...> спастись?» (48, 187). Запись «искать жизнь в области смерти» (49, 97) словно наталкивает Толстого на мысль о воз можности искать «жизнь в смерти». В январе 1890 г. Толстой «погово рил с Чертковым очень хорошо» о смерти, а в дневнике записал: «...не надо никогда забывать, что жизнь есть постоянное умирание. И сказать, что я постоянно умираю, все равно, что сказать — я живу. Сознание постоянного умцрания потому полезно, что сознание это нельзя иметь без сознания жизни. Сознание это вызывает на необходимость употре бить на дело (курсив мой.— А. П.) свою умирающую жизнь» (51, 15). Исходя из этого антиномического парадокса Толстого, «употребить Яснополянская библиотека JI. II. Толстого * Искать жизнь в области смерти (франц.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=