ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
вокруг библиотеки всегда существует определенная культурная среда, которая не может не оказывать на художника формирующего влияния. Тщательное прочтение текстов книг с пометами Толстого, сосредо точение внимания на внутренней соотнесенности толстовских маргина лий с многообразной семантикой текста представляется особенно необ ходимым для правильной трактовки читательских интересов Толстого, круга источников его знаменитых сборников изречений, определения диалога писателя с предшественниками и современниками. Выход в свет двух книг третьего тома научно-библиографического описания Яснополянской библиотеки Л. Н. Толстого послужит не только дальнейшему исследованию книжного собрания Волконских-Толстых, но и более глубокому постижению мира Толстого-читателя, его многоаспект ному восприятию мировой литературы, его диалогу с другой культурой. Не случайно М. М. Бахтин писал в этой связи: «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур» [3, 354]. * Литература 1. Интервью и беседы с Львом Толстым.—М.: Современник, 1986. 2. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников.— М.: Худ. лит., 1 978 ,- Т. 2. 3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин.— 2-е изд.— М.: Искусство, 1986. Яснополянская библиотека JI. Н. Толстого 1 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=