ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002
XXV II Международные Толстовские чтения что ни сила искусства, ни индивидуальный протест не могут изменить хода событий. Злая необходимость сильнее доброй воли. Для молодого Толстого, так нежно и тревожно воспринимавшего мир и рядом живу щих людей, трагедия бессилия искусства и бессилия оказать реальную помощь маленькому человеку стала трагедией вселенской, охватившей собой все сферы жизни, ломающей судьбу каждого человека. Отсюда катастрофизм художественного сознания, растерянность перед торже ствующим неведением. Мир впервые предстал перед автором «Люцер на» всепоглощающей бездной — «бесконечным океаном добра и зла», где человек — «ничтожный червяк, дерзко, беззаконно пытающийся» понять суть происходящего. Всем этим океаном добра и зла управляет некое божественное сознание. Оно всезнающее, всеобъемлющее, всепо- нимающее и, быть может, всепрощающее. Необходимость абсолютна, свобода человека призрачна, знания его лишь «воображаемы». Вселенский пессимизм. Пройдет время, и им будут охвачены Турге нев, Фет, Тютчев. Равнодушная природа, всепоглощающая, загадочная, вечно умирающая и воскресающая, а рядом с ней — смертный с бес смертным желанием человек. ч| Толстой далеко уходит от Руссо, предчувствуя дыхание новой эпохи — эпохи разлома нравственных и религиозных ценностей, метафизики своеволия. Человек оказался во власти мира и беспредельно господству ющей воли Бога. Вот почему из канонического текста произведения исчезают выделенные выше в письме к В. П. Боткину слова. Нет ника кого «бесконечного будущего», нет «свободной воли», которая может нести человека повсюду и «туда, где счастье». Вместо «все мо©> появляется «ничтожный червяк». В раздумьях Толстого есть еще одна важная мысль, на которой сле дует особо остановиться, мысль, которая прозвучит сначала в тексте черно вого письма к Боткину, потом окончательно оформится в рассказе. Мысль о Том, что в каждом из нас, как и в дереве, тянущемся к солнцу, и в растении, сбрасывающем листву к осени, есть «всемирный дух», «бес сознательное стремление к добру и отвращение к злу», «голос чувства, совести, инстинкта, ума». В письме Толстой в связи с этим замечает; «...назовите его как хотите, только этот голос не ошибается» (60, 212). В «Люцерне» этот «Всемирный Дух» наполняется более определенным содержанием: дух этот закладывает в каждого человека «стремление к тому, что должно» и «велит бессознательно жаться друг к другу». Эти раздумья молодого Толстого — исходная точка его дальнейшего миропоз- 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=