ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

можно согласиться с публицистом, что значительность Толстого-писателя лучше видна на фоне обсуждения толстовского религиозного развития, но все-таки удивляет современного читателя то, что автор обращает гораздо большее внимание на разбор религиозных и моральных идей «искателя правды», чем на анализ содержания и литературных приемов толстовских художественных произведений. В 1985 г. Карел ван хет Реве (Karel van het Reve), тогдашний профессор славянских литератур, опубликовал историю русской лите­ ратуры с интересным подзаголовком «Со святого Владимира по Антона Чехова». Одну главу он посвятил Толстому. А интереснее обсуждать то, что он написал о русском писателе в сборнике статей, изданном в 1962 г. под титулом «Россия для начинающих». Глава, посвященная Толстому, надываерр- 3 ,«Фикция и не-фикция у Толстого». Реве выясняет, как, с од- нцй стороны, фикция, т. е. выдумки, а с другой — описания настоящих событий .у Толстого тесно сплетены. В фикции Толстой очень удачно вплетал описание фиктивных событий с замечаниями рассказчика, оче­ видно, относящимися к реальному миру и выражающими убеждение самого автора. Толстовский прием сопоставления фикции и не-фикции потому так эффективен, что рассказчик не старается заставить читателя верить в правоту этих серьезных не-фиктивных строк, а ему оставляет выбор — верить или не верить в их претензию на правду. В заключение упоминаю свою собственную книгу’, вышедшую в 1971 г., «Взрослый повествователь и детский герой. Анализ литературных приемов, применявшихся в толстовской трилогии “Детство. От­ рочество. Юность”» [20]. Я поставил себе задачу проанализировать взаимоотношения взрослого повествователя и детского героя. Я различаю главным образом три положения повествователя: он входит в детский мир, как можно больше пользуясь детскими понятиями и детским язы­ ком (важно прибавить, что он одновременно отвечает за литературное оформление всего текста); или он описывает детский мир с точки зрения взрослого; или он пользуется так называемыми отступлениями (термин Бориса Эйхенбаума). В этих случаях он, взрослый повествователь, подает комментарии к общим жизненным явлениям. Особенно толстовское «Детство» представляет собой такое выдающееся литературное произ­ ведение, где переходы с одного повествовательного положения на другое происходят весьма естественным образом. Кажется, что из этого краткого обозрения ясно, что Толстого в Гол­ ландии до сих пор помнят и любят. — XXV II Международные Толстовские чтения 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=