ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2002

поколению власть над тем, что он считает только ему принадлежащим. После сильной грозы старый Вермейлен запрещает сыну и рабочим убирать урожай льна. А здравый смысл подсказывает Дуй, что непра­ вильно оставить растения на мокрой почве и что надо их как можно скорее оттуда удалить. В то время как он с другими рабочими этим занимается, вдруг появляется отец, который приходит в ярость и наносит сыну, как сперва кажется, смертельный удар. Очевидно, что Никитино душевное развитие во «Власти тьмы» другое. Он действует под злым влиянием матери, и он не единствен­ ный, кто виноват в омерзительном убийстве ребенка. Он на самом деле исполняет этот акт, но из-за его врожденной доброты, на время подав­ ленной, но никогда не разрушенной, он совершенно неприготовлен к этому унизительному заданию. Он чувствует, что им управляют посто­ ронние силы, и по этой причине восклицает: «Что ж это они сделали? Что они со мной сделали?» [18]. Другими словами, он чувствует, что он н е ответственен, что внешние злые силы воспользовались его слабостью. В этом отношении можно провести параллель с героем Струвелса. Ока­ зывается, что простой крестьянин Вермейлен, сидя у кровати умираю­ щего сына и как можно лучше ухаживая за ним, в глубине души также добрый человек. «Вермейлен увидел, как его собственное лицо ухмыля­ ется над ним, и теперь он понял, что злой дух его соблазнил...» [19]. Из-за того что и молодой Никита и старый Вермейлен убеждены, что они исполнили омерзительный акт под влиянием посторонних злых сил, они также чувствуют, что в состоянии освободиться от этих сил. В конце концов их добрые евойства преобладают: Никита посещает свадьбу Акулины и ее жениха не с тем, чтобы их благословить, а чтобы исповедоваться в своих грехах; Вермейлен вдруг сознается в том, как он ужасно заблуждался, думая, что суть его жизни — в господстве над всем происходящим в его хозяйстве. Вдруг он понимает, что он не хотел зла сыну, а страстно его любит. Интересно прибавить то, что — и один и Другой— писатели изобразили внутренний поворот крестьянской души внезапное и для героев непонятное явление, в котором они не могли себе отдать отчет и причины которого авторы поэтому предпочи­ тали оставить необъясненными. I В 1964 г. М. А. Латуверс (М. A. Lathouwers) опубликовал очерк 8 66 страниц о Толстом в серии «Встречи». Несмотря на то что эта ~Р11Яхарактеризуется как «Литературные монографии», автор сосредото­ чатся на Толстом-человеке, Толстом — религиозном мыслителе. Хотя Литературоведение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=